На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Почему Путин проигнорировал слова Назарбаева о Порошенко

 
Казахстан - один из важнейших союзников России. Совсем недавно его президент Нурсултан Назарбаев сыграл важную роль в восстановлении отношений между Москвой и Анкарой. И, похоже, глава Казахстана решил не останавливаться на достигнутом и попытался наладить мосты в Москву и для Киева. Но в этот раз Владимир Путин в ответ просто вежливо промолчал. Зачем казахстанскому лидеру в этот раз роль примирителя и почему Украина - не Турция?
 
Очередная встреча Владимира Путина с Нурсултаном Назарбаевым состоялась вчера в Сочи. Отношения между двумя государствами сегодня максимально близки, их лидеры общаются регулярно, поэтому никаких сенсаций мероприятие, казалось бы, не предвещало. И все же президент Казахстана сказал нечто такое, что хоть и не привело к каким-нибудь политическим последствиям, но все же было максимально растиражировано средствами массовой информации.
 
Изначально планировалось, что основной темой встречи станет активизация двухсторонних экономических отношений. Владимир Путин отметил, что в торговле между Россией и Казахстаном наблюдается сегодня некоторый спад (около 7% в физическом измерении), который необходимо преодолеть. При этом президент России подчеркнул, что сотрудничество в части, касающейся взаимного инвестирования, транспорта и машиностроения, развивается сегодня достаточно динамично, за что он поблагодарил своего казахстанского коллегу. Нурсултан Назарбаев с Владимиром Путиным согласился, вспомнив о 6 тысячах совместных предприятий и отметив подготовку двусторонних контрактов на сумму, примерно равную 25 миллиардам долларов.
 
Однако после этой вступительной части президент Казахстана перевел разговор совершенно в другую плоскость. Назарбаев отметил вклад России в дело борьбы с международным терроризмом, выразил своё удовлетворение фактом восстановления отношений между Москвой и Анкарой и сразу после этого, словно намекая на определенные параллели, заявил:
 
"Украина. Недавно Порошенко мне звонил: принять статус Донбасса и второго региона, который там есть, не позволяет, нет у него большинства в Раде. Надо решить по другим вопросам, то есть тоже, думаю, склонен находить компромиссы, но почему-то не находятся".
 
Владимир Путин в ответ поблагодарил коллегу за помощь в вопросе восстановления российско-турецких отношений, но ни слова не сказал в ответ на рассуждения о готовности Порошенко к компромиссам.
 
Насколько то, что заявил Назарбаеву Порошенко, соответствует действительности? Действительно ли президент Украины находится в оппозиции к парламенту, блокирующему все его мирные инициативы? И почему же президент России всё-таки обделил вниманием такой, на первый взгляд, позитивный сигнал?
 
Наверное, потому что он как мало кто другой понимает, что происходит в Киеве. Беглый просмотр украинских новостей за последние несколько месяцев доказывает, что Верховная Рада сегодня голосует вполне консолидировано.
 
Например, в июне этого года целых 335 депутатов из 450 дружно проголосовали в присутствии Порошенко за внесение изменений в конституцию, направленных на резкое ужесточение президентского контроля над судебной властью. И никто даже не пикнул.
 
Украинский парламент дружно снимал депутатскую неприкосновенность со своих коллег, впавших в немилость руководству государства, голосовал за украинизацию радио, переименовывал украинские города вопреки воле их жителей, снижал акциз на подержанные автомобили, решал кадровые вопросы и принимал множество других решений.
 
Время от времени, конечно, кто-то вроде радикала Ляшко действительно взбрыкивал. Но после подобных эксцессов либо бунтарей вызвали на общение тет-а-тет с руководством органов власти, после которого они начинали с загадочной улыбкой говорить строго противоположное произнесенному за несколько часов до этого, либо за «сложные» решения неожиданно голосовали фракции «оппозиционеров».
 
О каком конфликте между Порошенко и Радой можно говорить, если после отставки Яценюка парламент очень быстро поддержал назначение на пост премьера известной марионетки президента Владимира Гройсмана, который годами на посту мэра Винницы обслуживал интересы кондитерского предприятия Порошенко?
 
А для того, чтобы сделать генпрокурором кума Порошенко, судимого за коррупцию пьяницу Луценко, опозорившего некогда Украину мюнхенским дебошем, парламент даже исключил из законов норму, требующую наличия у генпрокурора юридического образования.
 
Ради благополучия Порошенко Рада изменяет конституцию и издевается над здравым смыслом. И это не удивительно. 133 депутата Верховной Рады из 450 - члены именной фракции «Блока Петра Порошенко». Еще 82 входят во фракцию «Народного фронта» Яценюка. Эти 215 депутатов сегодня без разрешения администрации президента вздохнуть бояться, и их можно понять.
 
Рейтинг «Народного фронта» из-за великих успехов экс-премьера Яценюка не дотягивает даже до 3%. Если Порошенко назначит перевыборы в парламент, то эту партию будет ждать полное политическое небытие. И поэтому ее члены готовы в прямом смысле лобызать ноги Порошенко, лишь бы он не сменил свою милость на гнев.
 
Еще 33 голоса у фракции мэра Львова Садового «Самопомощь». Несмотря на проскальзывающие иногда резкие высказывания в адрес центральной власти, в целом Садовой с административной вертикалью сотрудничает вполне благополучно.
 
Фракция «Оппозиционного блока» контролируется олигархами, которые, по многочисленным свидетельствам, спровоцировали свержение Януковича, годами финансировали УДАР (вошедший потом в БПП) и лично давали добро на выдвижение Порошенко на пост президента. О «принципиальности» Ляшко мы уже говорили выше.
 
Таким образом, очевидно, что большая часть Рады вполне подконтрольна администрации президента, и если бы Порошенко захотел, то закон, согласно которому ДНР и ЛНР получают призрачные, но хоть какие-то права, он бы через парламент спокойно провел. Но он этого вполне сознательно не делает.
 
Почему, спросите вы? И вот тут мы и выходим на ключевое сравнение: Украина – не Турция. Киев – не Анкара.
 
Эрдоган при всей своей, мягко говоря, специфичности относительно независим и самодостаточен. И в своих действиях он руководствуется прагматическими интересами Турции, хоть и такими, какими их видит он.
 
Поэтому-то он оказался способен наступить на горло собственным амбициям. Поэтому он смог публично извиниться. Турция хочет продавать в Россию свои помидоры, ждет на своих пляжах российских туристов, ей позарез нужен российский газ, а турецкие строители желают работать в РФ. Да и Эрдоган увидел, что Америка его банально предала, подготовив против него восстание и создав предпосылки для гражданской войны.
 
С Порошенко и Украиной всё это не имеет ничего общего. Киевский режим несамостоятелен. Настолько, что даже вице-президент США Байден, не стесняясь, говорит, что с Порошенко он общается больше, чем с собственной женой.
 
Президенту Украины сейчас не нужен мир. Ему, как и его хозяевам, нужна или полномасштабная война с Россией, или абсолютная военная победа Киева на Донбассе. Первый вариант развития событий позволит усилить влияние Вашингтона в Европе, еще сильнее вбив клин между ЕС и Россией. Второй приведет к катастрофическим последствиям внутри самой России и вызовет бешеный моральный подъем нацистских сил на Украине, готовых Россию атаковать.
 
Посему компромисс (даже такой неприятный для России и Донбасса, как Минские соглашения) Порошенко не устраивает. При этом он даже не желает признавать очевидную экономическую катастрофу на Украине и каждый день рассказывает с телеэкранов о своих выдающихся победах и достижениях. О каких тут извинениях может идти речь?
 
Да и достаточно ли в данном случае извинений Порошенко? Между Россией и Турцией имел место трагический и чрезвычайно болезненный, но всё-таки единственный инцидент. По команде же Порошенко, Турчинова и компании уже третий год уничтожается и подвергается жесточайшим репрессиям русскоязычное население исторической Новороссии. Зверски убиты тысячи мирных жителей Донбасса и десятки одесситов. Тысячи людей сидят в тюрьмах, осужденные и обвиняемые по политическим уголовным делам. Миллионы были вынуждены покинуть свои дома, спасаясь от войны и политических преследований. Украинскими преступниками в форме разрушены и разграблены тысячи домов, изнасиловано множество женщин и детей, огромное количество людей подвергнуто издевательствам и пыткам. Избравшему жизнь в составе России Крыму сначала перекрыли железную дорогу, отключили воду и электричество, а теперь выяснилось, что Киев планировал посредством терактов уничтожить инфраструктуру Крыма.
 
Вопреки интернет-мифам, армия Украины жестко подчиняется своему верховному главнокомандующему и ничего без ведома Порошенко не делает. Это одним из его первых президентских решений была бомбардировка Луганска, это он отдал приказ применять реактивную артиллерию по городам, это он (а ведь больше и некому) санкционировал террористические атаки на Крым.
 
Что теперь? То, что Порошенко, ничего не обещая, сказал третьей стороне, что он якобы не против компромисса, ровно ничего не значит.
 
Порошенко, как и вся его вертикаль, пришел к власти в результате антиконституционного переворота. То, что ему вообще давали шанс легитимироваться, – это и без того огромное одолжение, но он им так и не воспользовался. С ним нужно не говорить, а как минимум оставить его один на один с народом, прекратив сдерживать украинскую экономику от скатывания в катастрофу.
 
Почему лояльные высказывания о Порошенко прозвучали именно от Назарбаева? Президента Казахстана можно понять. Это был тактический ход с его стороны. Во-первых, Казахстану нужна как можно более спокойная атмосфера на постсоветском пространстве. Мы все сильно связаны между собой, и какой будет резонанс от любой дестабилизации, предсказать сложно. Во-вторых, Украина долгое время была важным торговым партнером Казахстана. Теперь же украинские перевозки в Казахстан заблокированы, и казахстанский бизнес терпит из-за этого убытки.
 
Астана уже давно пыталась в меру своих сил «содействовать стабилизации» ситуации на Украине любой ценой, предпринимая порой даже откровенно прокиевские действия. В частности, речь идет о судах над добровольцами, ездившими из Казахстана защищать мирное население Донбасса от изуверов типа боевиков «Айдара» и «Торнадо».
 
Даже если мы дистанцируемся от моральной оценки этих действий официальной Астаны (с учетом того, что Казахстан – суверенное государство), мы и с точки зрения прагматизма можем констатировать ошибочность подобной политики. Казахстан, ровно как и любое другое независимое евразийское государство, находится под прицелом у западных спецслужб. Там уже неоднократно возникали волнения, имеющие некоторые признаки цветных революций, а недавно Казахстан и вовсе начали атаковать исламисты.
 
В то же самое время Россия – это основной фактор сохранения евразийской стабильности и мощнейший союзник Казахстана. Так что действия, направленные Америкой на Украине против России, автоматически могут ударить по всем партнерам и союзникам РФ. Оказывая любое содействие Киеву, Астана может немного выиграть тактически, но неизбежно понесет куда большие стратегические потери.
 
Вот и остался комментарий Назарбаева о «компромиссном» Порошенко без ответа. Зато ответ – в контексте последних событий в Крыму – уже в скором времени получит киевский режим и Петр Порошенко лично. Только вот вряд ли этот ответ Киеву понравится. В турецкой истории время все расставило по своим местам. Расставит и в украинской.
 
Святослав Князев
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх