На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Родина-мать зовёт предпринимать!

Родина-мать зовёт предпринимать!

Сбежавшим за границу богатеям Москва обещает прощение, но те опасаются возвращаться

Уж год, как бизнес-омбудсмен Борис Титов без особого успеха пытается вернуть из-за границы бежавших как бы «от преследования» предпринимателей. В «списке Титова» поначалу значились 60 фамилий, затем их число сократилось до 16, а в итоге в Россию вернулись лишь двое, Дмитрий Паньков и Сергей Капчук.

Со дня на день к ним может присоединиться и Константин Дюльгеров – пока не закончились переговоры со следственным управлением по ХМАО, он пережидает на Украине. Как-то негусто – за целый год. А ведь Титов обещал чуть ли не массовое возвращение беглых богатеев.

В начале было слово, и слово было «бабло». Не так давно в окружении бизнес-омбудсмена проанализировали новое британское законодательство, позволяющее арестовывать банковские накопления иностранцев, если те внятно не смогут объяснить происхождение денег, и смекнули, что в ближайшее время найдётся немало желающих вернуться на родину, чтобы сберечь капиталы. Разумеется, о безвозмездном прощении речь не шла: каждому возвращавшемуся предлагалось выкупить то ли у государства, то ли у омбудсмена некие «секретные облигации» – проще говоря, приобрести себе индульгенцию. Облигаций собирались напечатать аж на 3 млрд долларов. Но разлететься они должны были как горячие пирожки, ведь потенциальные репатрианты – люди не бедные. По данным банкира Александра Лебедева, за последние 10 лет только его коллеги вывезли за рубеж порядка 150 млрд долларов. Идея казалась разумной, ведь, согласитесь, куда предпочтительнее поделиться малой толикой украденного в России, чтобы не потерять всё в Англии. Между тем желающих прикупить индульгенции не находилось. Инструмент возвращения денег дал сбой.

Возврат денег не даёт гарантий

Но в окружении омбудсмена рук не опускали. Не хотят потенциальные репатрианты обзаводиться индульгенциями на общих основаниях – не надо. Поступим по-другому. Почти к каждому из беглых богатеев есть претензии у правоохранительных органов. Как правило, все эти претензии касаются финансов – в той или иной степени. Это значит, что при умелом ведении переговоров есть шанс снять часть претензий, решив так или иначе финансовый вопрос. Хотя бы частично. Тут уж, правда, единовременным обращением ко всем сразу не обойдёшься, нужно решать вопрос с каждым потенциальным репатриантом в индивидуальном порядке. Что и было сделано. В результате весной было объявлено о 60 предпринимателях, готовых вернуться из-за границы на родину. Тем не менее договориться удалось далеко не со всеми желающими. Почему? Объяснение, данное Лебедевым, представляется вполне убедительным: «Это же отпетые мошенники! За что там можно хлопотать?! Они ничего возвращать не собираются!» Это значит, что утрясти вопрос с правоохранителями, сняв часть их претензий за счёт добровольных отчислений, не представляется возможным.

Вот потому-то вместо 60, а затем 16 фамилий в списке возвращенцев пока числится лишь 3. Пережидающий в Киеве бизнесмен из Югры Дюльгеров, по его словам, все денежные вопросы решил загодя: «Моё уголовное дело – чисто хозяйственный спор, меня обвиняют в краже у своей компании ООО «Самотлор» 1,5 млн рублей (точнее, 1,65 млн – 49% уставного капитала «Самотлора». – Ред.) Этот ущерб я возместил, но дело до сих пор открыто, а я в международном розыске». Но даже решив с силовиками финансовый вопрос, Дюльгеров не может вернуться – опасается подвоха. Да, высокие посредники смогли добиться избрания предпринимателю меры пресечения, не связанной с лишением свободы. В УМВД по Югре пообещали изменить Дюльгерову меру пресечения – с заключения под стражу на подписку о невыезде, а его фамилию удалить из базы данных федерального розыска. И всё же чётких гарантий ему так и не дали. Вот и сидит в Киеве, ждёт у моря погоды.

Андрей ИЛЛАРИОНОВ, экономист: – Придёт время, и те, кто захочет, вернутся сами – нечего устраивать кампанейщину на пустом месте. Власти хотят казаться либеральными и, используя Титова, устраивают показуху для Запада. Может, кого-то и вернут, не посадив, но если процесс станет более или менее массовым, сажать всё равно будут, я в этом убеждён. А не посадят, так обдерут до нитки. Процедура происходит вне правовых рамок, а значит, власть сама себе хозяйка: хочу – казню, хочу – милую. Это неправильно. Надеюсь, те, кто уехал и кто подумывает о возвращении, это понимают. Сегодня вернуть беглецов интересно в пику Западу, а завтра с ними расправятся, припомнив все обвинения. Фактически нам предлагают сыграть в напёрстки. Я и сам в такие игры не играю и другим не советую. И да, я живу за границей, скучаю по родине, но о возвращении сейчас даже не думаю. Не те времена.

Вернуть часть, чтобы не потерять всё

Год назад Хамовнический райсуд приговорил к девяти годам колонии бывшего президента Внешпромбанка Ларису Маркус. Задержали её по подозрению в особо крупном мошенничестве и хищении 114 млрд рублей в декабре 2015-го. На суде Маркус «перевела стрелки» на своего родного брата, совладельца банка Георгия Беджамова, который по этой причине немедленно смазал лыжи и оказался в Монако. Там его позапрошлой весной задержали по линии Интерпола, но князь Альберт внёс за него залог, и банкира отпустили, отказав Москве в экстрадиции. И Беджамов уехал в Лондон. Там бы он, по всей вероятности, и встретил старость, не помышляя о возвращении в Россию, когда бы не было предано гласности одно пикантное обстоятельство, касающееся его происхождения. Дело в том, что за рубежом Беджамов успешно выдавал себя за отпрыска грузинского княжеского рода (этим отчасти и объясняется покровительство князя Альберта). Но на самом деле отцом Беджамова и Маркус оказался вор в законе Алик Зверь, он же Авдыш Беджамо, крышевавший наркобизнес в Москве 90-х. Таким образом, вскрылось, что фундаментом состояния Беджамова с сестрой были кровавые бандитские деньги. И, когда об этом стало известно в Европе, новые друзья-аристократы от беглого банкира отвернулись. Мало того, власти Британии наконец-то решили задать вопросы банкиру касательно происхождения его богатства. И сегодня Беджамов стоит перед выбором: либо погасить часть претензий российской Фемиды, чтобы его 60-летняя сестра смогла выйти на свободу, а не состариться за решёткой, а он сам – избежать преследования в Альбионе, либо снова пуститься в бега, теперь уже из Европы, по-настоящему рискуя при этом мошной. Представители ассирийской диаспоры в России уверяют, что банкир вот-вот должен определиться. По слухам, «цена вопроса» – 50 млрд рублей, меньше половины того, что похитила его сестра. Беджамова эта сумма явно не разорит.

А вот Илья Юров, основатель банка «Траст», до недавнего времени даже не думал ни о каком возвращении. Юров бежал из России, как уверяют силовики, прихватив с собой часть кредита Агентства по страхованию вкладов (129 млрд рублей), выданного на штопанье прорех в его кредитной организации. В Англии беглому воротиле было вполне комфортно, пока новые акционеры «Траста» не договорились с бывшим управляющим Юрова о том, что он «сольёт» им информацию, в каких офшорах стоит поискать активы его бывшего шефа. И вот тут-то под банкиром и задымилось. Он, ещё недавно обещавший профинансировать российскую несистемную оппозицию так изобильно, чтобы она могла наконец без труда прийти к власти, стал вдруг покладистым и немногословным. Он перестал сулить финансирование оппозиции и даже сходил на встречу с Титовым. Просился в список на возвращение, но его туда не включили. Говорят, так ему будет проще стать покладистым и поделиться. Может, простят, но это вряд ли. Слишком много к нему справедливых претензий у российских правоохранителей. (Ведь англичане тоже не наивные дети и на деньги у них чутьё, как у голодного волка. На каких условиях британцы принимают у себя беглых банкиров из России, читайте "Ру$офобия с выгодой").

В Россию – на штыках бандеровцев

Мечтает вернуться в Россию и бывший глава правления Мастер-банка Борис Булочник, ущерб от противоправной деятельности которого наша страна оценила в 61 млрд рублей. И даже вкладывает в своё будущее возвращение немалые деньги – порядка 10 млн долларов только в текущем году. Правда, вкладывает весьма неординарно. Оказавшись в Израиле, в Ашдоде, он, было, угодил в некую новую аферу и вынужден был бежать уже и с Земли обетованной – на малую родину, в Винницкую область Украины. Есть там такой городишко – Крыжополь, а в том городе – сахарозавод. Заправляет им отец президента Украины, Алексей Порошенко, а помогает ему в этом (и не только в этом) не кто иной, как Борис Булочник. Но это – дела коммерческие, а у Булочника на Украине имеются и другие, поважнее. По свидетельствам украинских силовиков, беглый предприниматель якобы финансирует деятельность как минимум двух региональных отделений ультраправого «Национального корпуса», черновицкого и винницкого. На сегодняшний день это наиболее активные украинские погромщики, давно переплюнувшие одиозные «Свободу» и «Правый сектор**»*, запрещённые в России. А их основной спонсор по иронии судьбы, оказывается, еврей Булочник. Впрочем, материальной поддержкой бандеровцев беглец не ограничивается и с недавних пор помогает премьеру Владимиру Гройсману в организации нового политического проекта. Украинские силовики, которые общаются с Булочником, уверяют: тот верит, что однажды Москва «рухнет» под натиском Киева и тогда банкир сможет вернуться домой триумфатором. Тем, кто контактировал с Булочником в Москве по линии Центра Рериха, банкир всегда казался более рассудительным и менее склонным к фантазёрству.

На Украину ведут следы и другого беглого богатея, Александра Змихновского. В отличие от Булочника Змихновский не занимался финансами, а своё состояние нажил, руководя «Оборонэнергосбытом», компанией, поставлявшей электроэнергию в российские войсковые части. Змихновский проделал путь, в чём-то подобный пути Булочника. Уехал в Турцию, а всплыл в Киеве. Завиральными идеями о возвращении в Москву на штыках украинских националистов Змихновский не страдает, зато он на дружеской ноге и с Гройсманом, и с киевским мэром Виталием Кличко. По словам беглеца, на Украине он чувствует себя точно так же, как чувствовал бы в России, так что о возвращении не помышляет.

Михаил ХАЗИН, экономист: – На мой взгляд, здесь есть тонкая грань. С одной стороны, немалая часть российской элиты готова бежать на Запад по первой отмашке вместе со всем нажитым – так недавно бежала семья банкира Минца, вместе с пенсионными накоплениями россиян. С другой стороны, кому-то из тех, кто пожил на чужбине, такая жизнь могла и осточертеть. Полагаю, здесь не стоит грести всех под одну гребёнку, надо применять индивидуальный подход. Одним позволить вернуться просто так, другим предложить оплатить издержки. Ну а третьим придётся и в камере посидеть, раз того требует закон. Подобный подход однажды уже применялся – в отношении белоэмигрантов. На ком не было крови, тех просто так возвращали. Других проверяли. А третьих – сажали. Не считаю, что эмигранты как-то протолкнут вперёд нашу экономику, но безусловно то, что России их деньги принесут больше пользы, если они будут лежать в российских, а не в английских банках.

Нет им прощения

Впрочем, большинство перебравшихся за границу от проблем с законом даже не пытаются оппонировать российским властям, подкармливать несистемную оппозицию или тем паче играть на руку внешним противникам Кремля. Вполне лояльны бывший глава Банка Москвы Андрей Бородин, бывший президент НПО «Космос» Андрей Черняков, бывший гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин, бывший владелец СТБ Герман Горбунцов, банкиры Анатолий Мотылёв и Сергей Пугачёв (последний, впрочем, изредка позволяет себе резкие заявления, но не более). Вернуться им, правда, тоже не предлагают. Во всяком случае, в «итоговом» списке Титова ни одной из перечисленных фамилий не было. Самый известный и самый богатый из этого списка – основатель группы компаний «Марта» Георгий Трефилов, входивший когда-то в список 100 богатейших россиян. По этому штришку вполне можно судить обо всей, так сказать, картине маслом, кто хочет вернуться на родину, а кто – нет. Василий Дякун, Владимир Зюзин, Евгений Рыжов, Павел Власюк, Александр Делис, Евгений Петров, Азамат Кильдигушев, Александр Байгушев, Виктор Ламаш, Леонид Кураев и Андрей Каковкин – вряд ли широкой общественности что-то скажут эти фамилии. А это те, кто желает вернуться в Россию из-за границы и просит Титова о содействии.

Их, вероятно, вернут. Но не завтра – возвращение может растянуться на годы. Пожалуй, по этой причине так поредел список тех, кто желал вернуться, но понял, что скорее всего не сможет. «Эти люди много лет провели за границей, поэтому проверять их будут по полной, – разъяснил эксперт в области комплексной безопасности Пётр Фефелов. – Будут смотреть на их родственников, на бизнес за рубежом, тщательно изучать папки, которые накопились на каждого из бизнесменов». В общем, всё ясно: рассчитывать на былое доверие не приходится. Потому-то и не просятся больше домой Черняков с Горбунцовым. А просились. Но главная причина, по которой вчерашние воротилы не видят перспектив в возвращении на родину – им не обещают прощения. «Никто не собирается их прощать, – подтверждает ветеран ФСБ полковник Владимир Луценко. – Президент не давал команды снимать обвинения. Государство лишь обещает, что не будет лишать их свободы до суда». А этого, признаться, маловато.

На это немаловажное обстоятельство указал и Борис Титов, признав, что предприниматели, которым он помогает с возвращением, как правило, не верят, что останутся на свободе – просто они уже дошли до черты. Согласитесь, что провести несколько лет в бегах на чужбине, чтобы затем провести ещё несколько лет за решёткой, – перспектива малоприятная. Но даже полная компенсация, как показывает дело Дюльгерова, вовсе не гарантирует лояльности силовых структур и как следствие свободы. Но с этим, понятно, не все согласны. Титов предлагает иной подход – амнистию. В конце концов, если мы хотим, чтобы российские деньги вернулись из-за границы в нашу страну и работали на российскую, а не на иностранную экономику, единственный путь – забыть прошлое. Простить. А на это власти пока не готовы.https://versia.ru/sbezhavshim-za-granicu-bogateyam-moskva-ob...

Картина дня

наверх