Какое соглашение Меркель с Олландом везут в Москву
Теоретически Европа согласна на такое соглашение. Однако проблема в том, что ЕС нужен не только реальный компромисс и заморозка украинского кризиса - одной из задач европейского тандема в Киеве должно стать спасение лица Петра Порошенко4. Подписанное с Путиным соглашение нужно позиционировать как устраивающий украинского президента компромисс, а не как решение российско-европейских проблем за счет Украины, которую никто не спрашивает. Именно поэтому, вероятно, стороны и беседовали аж четыре часа - убедить украинского президента пойти на соглашение было непросто.
У Порошенко свое видение содержания нового договора: «Мы нуждаемся в немедленном прекращении огня, освобождении всех заложников, закрытии границы или восстановлении украинского контроля над государственной границей… начале политического процесса решения путем проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством в Луганской и Донецкой областях», - говорит он. Если Меркель и Олланд поставят нынешнюю позицию Киева в основу своего плана, Путин вряд ли на это согласится. И дело даже не в том, что украинская сторона требует отмены выборов в ЛНР и ДНР, а в том, что смысл украинской позиции состоит в требовании уступок со стороны России как предварительных условий. И ничего взамен Украина не дает. Так, украинский МИД говорит, что масштаб и содержание децентрализации - вообще не предмет обсуждения с ополченцами. «Те договоренности, которые сейчас ведем, основаны на четком понимании того, что особый статус для Донбасса может основываться только на том, когда центральная украинская власть будет контролировать процессы, которые там будут происходить и будет контролировать российско-украинскую границу. А дальше — каким может быть уровень децентрализации в Украине — это уже будет обсуждаться нашим парламентом и украинской властью», - заявил спикер ведомства Евгений Перебийнис.
Эти условия Москву категорически не должны устраивать. Во-первых, учитывая спорную репутацию Киева, любые договоренности и размены с Украиной должны реализовываться либо одновременно, либо на условиях «предоплаты» со стороны украинских властей. Во-вторых, ситуацию усугубляет Верховная Рада. Даже если предположить, что Петр Порошенко действительно захочет подписать закон о широкой децентрализации, его отвергнет радикальный украинский парламент с подачи того же премьер-министра Арсения Яценюка.
Глава украинского кабинета вообще получает прекрасную возможность сыграть на фоне Порошенко роль «патриота» и «защитника» страны. И крайне маловероятно, что он ее упустит. Собственно, Яценюк уже начал раскачивать ситуацию - он предложил вообще исключить Россию из переговорного процесса. «У нас есть целый ряд форматов: женевский, нормандский и пр. Но думаю, что лучшим будет киевский формат. Чтобы Германия, Франция, ЕС и Украина сели за столом, и чтобы была одна единственная общая позиция по обеспечению мира». Кроме того, премьер выступил против нового варианта соглашения, поскольку, по его словам, старое не выполняется.
Позиция Яценюка и радикальных партий в Раде, опасающихся за свой политический капитал и тоже желающих поднабрать политических очков за счет демонстрации патриотизма, может стать одним из основных слабых мест предложения Меркель-Олланда. Если лидеры Франции и Германии хотят уехать из Москвы не с пустыми руками, они должны говорить с Путиным о таком соглашении, для реализации которого не требуется голосование Верховной Рады. Либо сделать так, что у Рады не останется выбора - например, попросту публично привязать согласие депутатов к возможности выдачи Украине новых кредитов