На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Николай Стариков: Нельзя фальсифицировать результаты выборов на 90%

— Николай Викторович, расскажите нам как историк — в каком состоянии наша избирательная система и стоит ли ходить на выборы?

— Нынешняя выборная система пока далека от совершенства — я говорю это как человек, который вместе с коллегами по партии участвует в политическом процессе. Муниципальные фильтры для губернаторов, сбор подписей для политических партий мы считаем неправильным и требуем изменения параметров нашей избирательной системы. Но вместе с тем, другого способа формирования власти в демократическом строе не бывает. Если кто-то не приходит на выборы, то, согласно избитой фразе, он отдает свой голос кому-то еще. Та политическая монополия на власть, которая существует у нас в стране, сложилась благодаря тому, что явка на выборы муниципального уровня, уровня городской Думы, очень низкая. Но монополия не приводит к развитию, а приводит к ухудшению системы!

Не нужно бояться большого бюллетеня с большим количеством партий — пусть решает избиратель, но для этого он должен прийти на участок. Вам будут говорить, что от вашего голоса ничего не зависит, что не надо ходить голосовать — это, мол, ничего не решит. Это нужно тем, кто хочет вашим голосом как-то манипулировать или подвести итоги выборов без участия большинства избирателей. Злоупотребления бывают на всех выборах, и с этим, кстати, активнее всего борется Центризбирком. Но нельзя фальсифицировать результаты выборов на 90%. Да, есть «корректировка сил», но это небольшая рамка для нарушения, и чем больше приходит избирателей, тем сложнее манипуляторам это делать.

— Какое самое яркое проявление воли народа в избирательной системе вы можете назвать из нашей истории?

— Из новейшей истории это, конечно, референдум в Крыму. Я думаю, что референдум в Донбассе нами пока еще не оценен, но единодушие там было проявлено не меньшее. Что касается референдумов более отдаленной исторической перспективы, я бы назвал… победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Вот это был самый великий референдум. Можно рассказывать про кровавый режим, про злодея-Сталина и плохих коммунистов, но народ умирал за Сталина, за советскую власть и за эту идею. За Порошенко сегодня почему-то не хотят умирать, за Раду не идут в атаку, за депутата Парасюка рота не закрывает собой амбразуру…

— Какое место займет крымский референдум в истории права народа заявлять о своей воле?

— В новейшей истории это отправная точка определенного развития событий не только в России, но и в мире. Россия все время пытается соблюдать международное законодательство. Это наша сила, но другие государства пытаются злоупотреблять нашим стремлением. Давайте рассуждать так: если бы в Киеве продолжал сидеть легитимный президент Янукович, никакого референдума в Крыму никто бы не проводил. Государственный переворот в Киеве подтолкнул людей к действиям, и они имели на это полное право, потому что те, кто захватил власть, сделали это незаконно. Крымчане имели право им не подчиняться — это даже их конституционный долг, если хотите.

— Чего вы ожидаете от грядущих выборов?

— Я хотел бы, чтобы все избиратели пришли на свои избирательные участки, но нам бы постараться сделать так, чтобы в разные этажи власти выборы проходили одновременно. Не надо слишком часто таскать людей на избирательные участки — они от этого устают. Что касается ожидания от выборов: если говорить о Едином дне голосования, здесь сюрпризов быть не может — монополия власти «Единой России» — это сегодняшний политический каток, который раздавит любого оппонента. Меня больше интересуют выборы президента, и я думаю, со мной согласится подавляющее большинство наших граждан. Я хотел бы, чтобы наш национальный лидер пошел на выборы (он еще не заявил о своем желании) и одержал уверенную победу. И чтобы был не только большой процент отдавших за него голос, но и большой процент пришедших на выборы, потому что чем больше народная поддержка, тем увереннее чувствует себя государственный руководитель. На уровне президента страной у нас управляет самый популярный, самый толковый, самый любимый человек — это точно, симпатии отражаются в выборах верно. А с политическими силами такого единства мнения пока нет…

— В мире уже прошли выборы в США и во Франции, к которым активно «приплетали» нашу страну. Как думаете, за нашими внутренними делами во время выборов тоже будут пристально следить со всех сторон?

— Ага, а в 20-е годы «страшный Коминтерн» взламывал такую хрупкую западную демократию, по мнению западной прессы! Только тогда хакеров не было, говорили «агенты Коминтерна». Сейчас есть хакеры, но так ли они всемогущи, как нам рассказывают мировые СМИ? Выборы президента оказывают огромное влияние на мировую политику, потому что мы — одна из ведущих держав мира, и за процессом нашего выбора своего лидера будут следить. Что касается выбора части депутатов в стране — это хоть и не оказывает такого влияния, но это один из элементов стабильности страны. Самое главное, чтобы не в мире были довольны итогами наших выборов, а чтобы жители России ощущали: итоги выборов отражают политическую палитру в стране.

Картина дня

наверх