На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Россия готовит альтернативу ОПЕК

 

 

В последний день саммита «Большой двадцатки» в китайском Ханчжоу стало известно, что Россия и Саудовская Аравия подписали совместное заявление о «необходимости тесного взаимодействия», которое стало как минимум неожиданным, а по оценке министра энергетики РФ Александра Новака – историческим.

Совместная инициатива России и Саудовской Аравии, ставшая результатом переговоров Владимира Путина и саудовского принца Муххамеда бин Салмана, предусматривает совместную или с участием третьих стран координацию действий, направленную на поддержание ценовой стабильности на рынке нефти, обеспечение устойчивого уровня инвестиций в долгосрочной перспективе и внедрение новых технологий. В перспективе также ожидается создание совместного банка перспективных технологий в энергетической сфере. Однако особое внимание заслуживает предусмотренное в заявлении создание мониторинговой рабочей группы, которая будет отслеживать основные параметры на нефтяном рынке и вырабатывать рекомендации по совместным действиям, направленным на обеспечение предсказуемости ситуации.

Осознавая значимость достигнутых договоренностей, нельзя не отметить различие в трактовках российско-саудовских договоренностей.

Предыдущий опыт показал, что любая попытка достичь скоординированных действий на нефтяном рынке заканчивается либо безрезультатно, либо с последствиями, противоположными первоначальным устремлениям.

Наглядным подтверждением этого можно считать неудачную попытку в апреле 2016 года заключить соглашение о заморозке уровня добычи на уровне начала года, предпринятую рядом стран-нефтеэкспортеров. Тогда встреча в Дохе закончилась демаршем одного из инициаторов мероприятия – Саудовской Аравии, которая отказалась заключать какие-либо договоренности без Ирана.

 
К счастью, кажущийся провалом результат в итоге не смог переломить позитивный тренд на рынке, и уже в июне 2016 года цена на баррель нефти вплотную приблизилась к желанной для многих экономик отметке в 50 долларов.
 

Но даже несмотря на это ситуация на рынке оставалась для стран-экспортеров тяжелой. Стоимость черного золота не отличалась стабильностью, только в августе она колебалась от 41,9 до 50,9 долларов за баррель.

Фото: Яндекс.Котировки

Кроме того, по последним оценкам министра энергетики РФ Александра Новака страны-нефтеэкспортеры недополучили более 500 миллиардов долларов инвестиций только за последние два с половиной года. Как пояснил министр, преимущественно из-за нескоординированных действий.

В дополнение внутриэкономическая ситуация в странах рынка оставляла желать лучшего. Так, власти Венесуэлы, нефтяные доходы в бюджет которой составляли около 60%, вынуждены были ввести и неоднократно продлевать режим чрезвычайного экономического положения. Также активно решать проблему снижения доходов в бюджет, которое связанно с падением цен на нефть, сегодня пришлось и России. Наконец, Саудовская Аравия, вопреки изначально кажущейся непотопляемости, начала испытывать последствия собственной демпинговой политики, которая в первую очередь сказалась на ее международных запасах.

В то же время по факту сосредоточивший в своих руках основное влияние в стране принц Муххамед бин Салман затеял масштабные экономические реформы в рамках плана «Видение 2030», которые требуют значительных средств и практически неосуществимы в условиях низких цен на нефть.

Все эти факторы заставили специалистов говорить о том, что совместное заявление России и Саудовской Аравии стало очередной попыткой вернуться к идее заморозки нефти, к которой в дальнейшем подключатся и другие страны.

При этом высказывались и опасения в том, действительно ли сможет Саудовская Аравия отойти от своей политики удержания рыночной доли, или она просто в очередной раз решила подогреть рынок громким заявлением.

Нынешнюю ситуацию для возвращения за стол переговоров в принципе можно считать идеальной. Так,согласно последнему отчету ОПЕК, Саудовская Аравия летом традиционно нарастила объемы добычи, которые достигли 10,477 миллионов баррелей нефти в сутки. Ограничение добычи именно на уровне июльской отметки для страны можно считать более чем комфортным.

Одновременно с этим все ближе к вожделенной отметке в 4 миллиона баррелей в сутки постепенно приближается Иран, добывавший по последним данным в среднем 3,629 миллионов баррелей в сутки, апо словам председателя Национальной иранской нефтяной компании Мохсена Гамсари и вовсе 3,8 миллиона. Представители государства уже высказались в поддержку мер по стабилизации рынка нефти.

При этом нельзя не отметить, что эксперты, и в частности сам министр энергетики РФ Александр Новак,прогнозировали достижение равновесия между спросом и предложением на нефтяном рынке уже к концу 2016 – началу 2017 года. Заключение соглашения о заморозке добычи могло лишь ускорить этот процесс на несколько месяцев.

Заслуживает ли тогда достигнутое Россией и Саудовской Аравией соглашение столь лестной оценкиАлександра Новака:

 

 
 
Я уверен, что это новый этап взаимоотношений между странами входящими в ОПЕК и не входящими. Это исторический момент, на мой взгляд.
Новак Александр Валентинович

Пожалуй, вряд ли не явно припозднившееся возвращение к идее заморозки заслуживает таких комплиментов.

Как уже говорилось выше, на нефтяном рынке попытки скоординированных действий зачастую оказываются неэффективными, что очень ярко показывает пример самой ОПЕК. Организация была создана в 1960 году для регулирования уровня добычи нефти путем изменения квот для участников, а также регулирования мировых цен на нефть за счет изменения объемов собственного экспорта. Однако картель, участники которого контролируют около 80% мировых запасов черного золота и добывают ежедневно около 40%, с течением времени перестал существовать как единый орган и потерял возможность влиять на стоимость нефти.

На данном этапе в организации не предусмотрено индивидуальных квот, а общее ограничение в 30 миллионов баррелей в день фактически игнорируется. Так, в июле 2016 года добыча стран ОПЕК достигла 33,106 миллиона баррелей. Основными подрывниками выступают Саудовская Аравия, Иран, Ирак и ОАЭ – именно эти страны в последнее время продолжают увеличивать объемы добычи.

 
Усугубляет ситуацию то, что внутри картеля не предусмотрено никаких рычагов воздействия на нарушителей.
 

Именно поэтому перед июньским саммитом организации в Вене достаточно часто раздавались мнения о недееспособности ОПЕК. Само мероприятие подтвердило это лишь отчасти, и то потому что на нем был решен хотя бы один из трех болезненных вопросов – был избран новый президент организации.

Тем не менее главный вызов картелю как регулятору был брошен все же не изнутри, а снаружи. Так называемая сланцевая революция в США привела к существенному росту запасов топлива в стране и снижению зависимости от импорта энергоресурсов. А в 2016 году Штаты даже начали активно экспортировать нефть и газ, претендуя на то, чтобы потеснить позиции России и Саудовской Аравии. При такой расстановке сил речь уже не шла о воздействии картеля на цены за счет изменения уровня добычи. Теперь для всех нефтепроизводителей главной задачей стало не потерять рынок. И решая эту задачу, каждая страна начала заботиться о собственном благополучии.

Единственный выход из сложившейся ситуации для стран организации заключался в привлечении новых участников, в объединении с более крупными игроками для того, чтобы вернуть себе роль монополиста. Именно поэтому в ОПЕК не раз звали такие нефтедобывающие страны, как Россия, Норвегия и Мексика, которые, впрочем, не желали вступать в картель в его современном виде и вполне успешно конкурировали на рынке и без участия в нем.

Однако с падением цен на нефть ситуация изменилась. Ранее независимые в своих действиях страны стали все более нуждаться в скоординированных действиях для устранения имеющихся проблем. Но как показал апрельский опыт встречи в Дохе, ОПЕК так и остался крайне неповоротливой организацией.

Именно после весенних событий была осознана необходимость поиска новых ответов на стоящие перед странами-экспортерами нефти вызовы. Пожалуй, в первую очередь в этом ключе и стоит рассматривать совместное заявление России и Саудовской Аравии, в рамках которого отчетливо прослеживается намерение к долгосрочному сотрудничеству.

В перспективе обе страны, на долю которых и так приходится около 21% нефтяного рынка, смогут консолидировать вокруг себя и другие государства для того, чтобы совместно заниматься обеспечением стабильности. А это станет уже неким прообразом новой организации, которая в будущем сможет взять на себя функцию ценообразования и контроля за рынком.

Однако все зависит не от слов, а от действий, даже применимо к ближнесрочной перспективе. Новость о российско-саудовском заявлении была позитивно воспринята рынком, который отреагировал на нее увеличением цен на нефть на 5%. Однако дальнейший рост будет зависеть от того, как на практике поведут себя Россия, Саудовская Аравия и другие страны, а также от того, насколько эффективно будет налажен диалог между сторонами.

Сегодня планируется, что в октябре Россия и Саудовская Аравия проведут первое заседание рабочей группы по сотрудничеству в области нефти и газа. Встречи министров также намечены на сентябрь и ноябрь. Кроме того, министры проведут очередные встречи на «полях» министерской встречи Международного энергетического форума (МЭФ) в Алжире и ноябрьского заседания Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) в Вене.

Насколько они окажутся результативными, пока прогнозировать сложно. Но если принятое заявление - действительно попытка изменить конъюнктуру рынка, то это, безусловно, очередной успех российской дипломатии, которым ознаменуется переход на новый этап.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх