На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Bloomberg: Путин нас обманывает так же, как мы обманули Советы с не расширением НАТО

Аннотация к статье: В этот раз, Лёня Бершидский, явно в ударе, так перевернуть и интерпретировать исторические факты и текущую действительность нужно суметь. Ну а вывод просто классика западного мышления.

The Story Behind Putin's Mistrust of the West (История стоящая за недоверием Путина Западу)

Во многом, текущее, вызывающее геополитическое положение России, можно проследить до решающего момента в новейшей истории: убеждения в том, что Запад нарушил свои обещания не расширять на восток организацию Североатлантического договора. Но эксперты спорят, что именно было обещано, само НАТО называет историю не сдержанного обещания «мифом», а бывший президент СССР, Михаил Горбачев, кто критиковал расширение НАТО, сказал, что Запад сдержал все свои обязательства, вытекающие из воссоединения Германии.

Теперь, Университет Джорджа Вашингтона, собирая множество документов, рассекреченных в последние годы, начиная с воссоединения Германии, сделал серьезный шаг к выяснению того, что же именно было обещано и как. В США слишком много секретов, как отметил глава Национального архива безопасности (НАБ) Том Блэнтон, в своем недавнем интервью с моим коллегой из Блумберг - Джеймсом Гибни, которые могут скрывать важные фрагменты истории. Но даже с ними, собранные документы показывают, что высокопоставленные чиновники из США, Германии и Великобритании представили гарантии Горбачеву и министру иностранных дел Эдуарду Шеварднадзе о том, что НАТО не будет расширяться в сторону российских границ. Документы дают понять, что западные политики подразумевали отсутствие экспансии в страны Восточной Европы, а не просто за территорию Восточной Германии.

Заверения не были изложены на бумаге. Но любой, кто хочет понять мировоззрение президента Владимира Путина должен проявлять интерес к документам НАБ. Они, в определенной степени, подтверждают его выводы, которые были составлены на основе советских данных об этих договоренностях.

Министру иностранных дел Западной Германии Хансу-Дитриху Геншеру, было поручено получить согласие советов на воссоединение своей страны. Он понимал, что гарантия не расширения НАТО является ключевым условием успеха, и сказал об этом немецкой общественности и союзникам, таким как британский министр иностранных дел Дуглас Херд. США, стремились сохранить единую Германию в НАТО, а не придавать ей нейтрального статуса, госсекретарь Джеймс Бейкер был вместе с Геншером 9 февраля и он сказал Шеварднадзе:

Нейтральная Германия, несомненно, приобретёт свой независимый ядерный потенциал. Тем не менее, Германия, которая прочно закреплена в измененном НАТО, я имею в виду НАТО, в меньшей степени как военную организацию, в большей как политическую, нет никакой необходимости в нейтралитете (Германии). Разумеется, должны быть железные гарантии того, что юрисдикция и силы НАТО не двинутся на восток. И это должно быть сделано таким образом, чтобы удовлетворить соседей Германии на востоке.

В тот же день он повторил Горбачеву, "Если мы будем сохранять свое присутствие в Германии, которая является частью НАТО, не будет расширения юрисдикции или сил НАТО, ни на один дюйм, на восток". Он дал понять, что это было уступкой западного блока в обмен на сохранение Германии в НАТО. Горбачев ответил, что, в любом случае, "расширение зоны НАТО является неприемлемым." "Мы согласны с этим," ответил Бейкер.

В переговорах, проходящий в то же время, директор ЦРУ США Роберт Гейтс сделал такое же предложение, главе КГБ - Владимиру Крючкову.

По мере обсуждений, Советы выдвинули общую структуру безопасности в Европе, основанную на Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая сформировалась почти два десятилетия назад в качестве форума для сотрудничества между советскими и американскими блоками. Западные участники переговоров согласились, но сказали, что они хотели сохранить НАТО, сделав его более мягким и открытым для сотрудничества с Советами и их союзниками по Варшавскому договору. В конце марта 1991 года, через шесть месяцев после того, как Германия стала одной страной, британский премьер-министр Джон Мейджор был все еще давал обещания Министру обороны СССР Дмитрию Язову – который в ближайшее время примет участие в перевороте против Горбачева, который в конечном итоге уничтожит Советский Союз, что НАТО не идет на восток, и что он "сам не предвидит обстоятельства сейчас или в будущем, когда Восточно-европейские страны станут членами НАТО". В свою очередь, Генеральный секретарь НАТО Манфред Вернер заверил российскую делегацию, которая доложила Президенту Борису Ельцину, что 13 из 16 членов НАТО выступили против расширения, как и сам Вернер.

Ни один из обнадеживающих разговоров не превратился в конкретные соглашения, потому что Советский Союз был практически банкротом, нуждался в помощи, которую Германия предлагала в обмен на согласие об ее объединении и в целом зависела от западных кредитов. Это государство не было в состоянии что-либо требовать от Запада, даже настойчивость в общей системе безопасности была блефом. Вот почему Горбачев, который не любит, признавать, что он был в отчаянии и не смог дать отпор, заявил, что Запад сдержал свои обещания или, по крайней мере, одно обещание: что не немецкие войска НАТО, не будут размещены на территории бывшей ГДР.

США, в отличие от осторожной Германии, разговаривали с советами как победитель с проигравшим, не особенно осторожно, относительно необязывающих предложений и заверений Горбачеву и Шеварнадзе. Власть советского руководства так быстро разрушалась, что было бессмысленно увековечивать эти обещания в камне. Так что позднее, когда Советский Союз рухнул и страны Восточной Европы хотели защиты от победителей холодной войны, также не было никакого смысла держать их вне НАТО.

Это возвращает нас к стилю и мировоззрению Путина. Он явно корпел над Советским документами с 1990 по 1991 годы, он цитирует Вернера о не расширении, в своей знаменитой, воинственной речи 2007 года, на Мюнхенской конференции по безопасности. И он, кажется, хочет договориться с Западом, так же как западники вели переговоры с советами тогда. Это означает, что он, обманном, фальсификацией, давая бессмысленные заверения о ненападении, отрицая военные действия России в Украине, предлагал уступки в Сирии, но никогда не намеревался их сделать. Раздраженные западные собеседники считают, что с ним невозможно договориться, потому что он подразумевает не то что он говорит и не говорит, то что он хочет. Он видит это иначе - он говорит, как победитель.

Путин, экс-сотрудник КГБ СССР, некоторое время, обращался к западным идеям - по крайней мере, когда он работал с мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком. Но изучение распада СССР, который он описал, как трагедию, почти наверняка один из факторов, который привел его, к возвращению точки зрения. Он убедился, что Запад будет реагировать только на силу. Он проецирует то, что он говорит западным лидерам-словно прикрытие - просто игру, как, Бейкер и президент Джордж Буш-старший играли с Шеварднадзе и Горбачевым. Мировоззрение Путина - это всеохватывающий цинизм и недоверие. История не сдержанного обещания - его оправдание и не совсем безосновательное, судя по документам НАБ это его резон отказаться от честной игры

Вот почему у Запада ничего не получится с Путиным. Более того, маловероятно, что любой преемник Путина просто забудет историю о несдержанном обещании, которая сейчас внедряется в постсоветское ДНК российского правительства. В течение многих лет, возможно десятилетий, сохранять конфронтацию с Россией будет проще, чем восстанавливать доверие.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх