На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Индия-Пакистан: снова угроза военного конфликта - между обладателями атомного оружия?..

«Если будет приказ, мы не скажем, что не можем перейти границу, потому что у них есть ядерное оружие», – заявил на днях главком Индии Б. Рават. Глава пакистанского МИДа Х.Асиф ответил незамедлительно: «Очень безответственное заявление. Равносильно приглашению к ядерному конфликту. Если они именно этого желают, мы приглашаем их испытать нашу решимость».

Уже которое десятилетие происходят «вспышки» давнего индо-пакистанского конфликта, обусловленного конфессиональными противоречиями и пограничными спорами. И отнюдь не всегда великим державам удавалось предотвращать военные действия между Индией и Пакистаном.

Между тем, политику по предотвращению военных столкновений между Дели и Исламабадом Москва проводила со времени раздела экс-британской Индии на Пакистан и Индию по религиозному принципу весной-летом 1947 года. Лондон, согласно апробированной британцами практике, столь «искусно» провел границы внутри экс-британской Индии, что они постоянно чреваты не только пограничными инцидентами, но и масштабными военными столкновениями между Дели и Исламабадом.

Потому неудивительно, что столкновения такого рода состоялись почти сразу после провозглашения в середине августа 1947 г. независимости Пакистана и Индии: первая война между ними достигла апогея в январе 1948 года. 1 января 1948-го Индия обратилась в Совет безопасности ООН с жалобой на Пакистан, обвинив Исламабад в попытке военной аннексии Джамму и Кашмира; 15 января с той же жалобой в СБ ООН на Индию обратился Пакистан.

Камнем преткновения остаётся северный регион экс-британской Индии - Джамму и Кашмир, где поныне сохраняется максимальный уровень этно-конфессиональной «чересполосицы». Но британцы, что называется, быстрым росчерком пера произвольно провели здесь границы, по которым доминирующая часть региона передавалась под протекторат Индии. Как следовало ожидать, Индия вскоре ввела в этот регион свои войска. Но с таким сценарием, естественно, не согласился Пакистан.

Известно, что СССР активно участвовал, а с 60-х – играл главную роль в урегулировании военно-политических конфликтов Индии с Пакистаном. Достаточно вспомнить, например, успешное посредничество главы советского правительства А.Н.Косыгина в прекращении пакистано-индийской войны в 1965-1966 гг. и подписании соответствующего соглашения в Ташкенте в январе 1966-го.

Советская позиция в отношении пакистано-индийского противостояния изначально исходила из того, что создание государств по религиозному принципу – это пролог к внутренним (этно-конфессиональным) и межгосударственным конфликтам. Хотя бы потому, что не может быть установлено географически четких внутри- и межгосударственных границ между народами и, тем более, между конфессиональными общинами. Такую точку зрения высказал в беседе с Джавахарлалом Неру в августе 1948-го первый советский посол в Индии (до мая 1953 г.) Кирилл Новиков. Он добавил также, что, если такие границы между Индией и Пакистаном стали, всё же межгосударственными, то, по мнению советской стороны, целесообразно этим странами проработать все детали пограничного режима, чтобы не было поводов для межконфессиональных эксцессов. Ибо мусульманские и индуистские общины имеются также в глубинных районах, соответственно, Пакистана и Индии.

Аналогичное мнение высказывал И.В.Сталин в беседах с послами Индии в СССР 14 января 1950 г., 5 марта 1952 г., 17 февраля 1953-го. Причем в беседе с индийским послом Кр.Меноном 17 февраля 1953 г. Сталин подчеркнул: «Не только примитивно, но и опасно во всех отношениях создавать государства на религиозной основе». Посол ответил, что «премьер-министр Неру привержен идее светского государства и полон решимости неуклонно проводить ее в жизнь. Те 50 миллионов мусульман, которые живут в Индии, должны чувствовать себя полноправными индийцами. Но потребуется время, чтобы сгладилась горечь вражды между индусами и мусульманами, порожденной британским владычеством» (см., например, https://artyushenkooleg.livejournal.com/145766.html ).

Тем временем, «ещё в сентябре 1948 г. Советский Союз предложил Индии оказать ей поддержку в вопросе о судьбе Кашмира, - отмечает советский историк и политолог Феликс Юрлов. - Но это ни к чему не привело: Индия не просила такой помощи (Москва предлагала Дели уточнить в Совбезе ООН центральный, северный участки индо-пакистанской границы и статус Кашмира. – прим. А.Ч.). Неру не собирался идти на большее. Советское правительство не так уж ошибалось, не доверяя Индии, так как в то время ее нейтралитет (в «холодной войне» между СССР и Западом. – прим. А.Б.). явно благоприятствовал западным державам». По данным Ф.Юрлова, это признавал Неру. Более того: «…именно по его указанию Великобритания и США получили заверения, что при том положении в мире, которое было тогда, Индия ни в коем случае не будет блокироваться с Советским Союзом ни в военное, ни в мирное время».

Эксперт отмечает также, что в условиях военного противостояния с Исламабадом Неру «счел возможным рассмотреть вопрос о сотрудничестве с Советским Союзом, но со всей «осторожностью. И не заходить слишком далеко, всякий раз присматриваясь к тому, какую реакцию это будет вызывать в США на каждом этапе» (см.https://history.wikireading.ru/290888 ) .

Что же касается первой индо-пакистанской войны и, в целом, периода конца 1940-х – середины 1950-х, - СССР, то, по мнению индийского политолога С.К. Гупта, ещё в тот период мог поддержать Индию, «если бы Неру пошел на изменение внешней политики своего государства на просоветскую. Но помогать Индии, следовавшей де-факто американскому курсу, СССР не намеревался» (см. http://naukarus.com/nesostoyavshiysya-vizit-pakistanskogo-premier-ministra-liakata-ali-hana-v-sovetskiy-soyuz-v-1949-g).

Упомянутый прагматизм Дели осознавали в Москве. Но по геополитическим причинам руководство СССР не намеревалось «отдавать» в орбиту Запада хотя бы временное урегулирование индо-пакистанского конфликта. Поэтому Москва уже в тот период стремилась к сбалансированному развитию отношений с Дели и Исламабадом.

Хотя дипломатические отношения между СССР и Пакистаном были установлены только 1 мая 1948 г. – почти на один год позже установления советско-индийских дипотношений, «вскоре столицу Пакистана – на тот момент г.Карачи – посетила представительная советская делегация (осенью 1948-го. -прим. А.Ч.), - по данным посольства РФ в Пакистане. - Целью ее визита стало налаживание торговых отношений между двумя странами. В первые годы после обретения Пакистаном независимости СССР поставил в страну несколько десятков тысяч тонн продовольственного зерна в качестве гуманитарной помощи».

Более того: уже в 1949-м планировался официальный визит пакистанского премьер-министра Лиаката Али Хана в СССР. Как отмечал в беседе с автором в 2004 г. посол Пакистана в РФ (в 1996-2005 гг.) Ифтикар Муршед, этот визит инициировали обе стороны «с расчетом, главным образом, на более активное посредничество СССР в урегулировании пакистано-индийских взаимоотношений». По оценке г-на Муршеда, в Дели, скорее всего, были недовольны «приоритетностью» для Москвы переговоров с пакистанским премьером, но «и индийские власти не могли не учитывать резко возросшего влияния СССР в Южной Азии и в мире в целом». К тому же СССР, по словам И.Муршеда, активно участвовал в переговорах в рамках ООН в 1948-1949 гг. по прекращению военных действий между Пакистаном и Индией. А в более широком контексте, «пропорциональное развитие связей СССР-России с Пакистаном и Индией понижало и понижает «градус» пакистано-индийских противоречий».

Но визит пакистанского премьера в Москву тогда не состоялся – прежде всего, из-за активного противодействия этому со стороны США. Более того: уже весной 1950-го, в ходе его визита в США, стартовало долгосрочное, если не бессрочное военно-политическое взаимодействие США с Пакистаном. Многие индийские СМИ еще в тот период отмечали, что Вашингтон и Исламабад «сдружились» против Индии.

В развернутом виде ту же оценку высказал Сталин в беседе с послом Индии Кр. Меноном 17 февраля 1953 г.: «…Мы против нагнетания враждебности между государствами. Такой же позиции, как мы понимаем, придерживается и правительство Индии. Но определенные круги в Америке заинтересованы в сохранении конфликтных ситуаций. Бессмысленно читать мораль тем, кто способен наживаться на крови» (см., например, https://artyushenkooleg.livejournal.com/145766.html ).

Вовлечение же ООН, повторим, с января 1948-го в первый индо-пакистанский военный конфликт сопровождалось настойчивыми призывами делегаций СССР, БССР и УССР в этой структуре о необходимости скорейшего перемирия между сторонами. В итоге, с 1 января 1949-го по решению ООН оно вступило в силу. А 27 июля того же года Индия и Пакистан подписали соглашение о линии прекращения огня: согласно этой линии свыше 60 % территории Джамму-Кашмира перешли под контроль Индии, около 40 % - Пакистана.

С тех пор минуло 70 лет. Столь продолжительный период практически доказал, что пропорциональное развитие российско-индийских и российско-пакистанских отношений активно способствует не только диалогу Дели с Исламабадом. Но также сближению их позиций по многим международным вопросам. И, пожалуй, наиболее весомое тому подтверждение – это совместное вступление Индии и Пакистана в ШОС в июне 2017-го. В которой, напомним, участвует, в числе многих других стран, и Россия.

image501

Ташкент, 1966 год (премьер-министры СССР, Индии и Пакистана)

image502

Французские и португальские территории в Индии воссоединились с Индией в 1954 и 1961 гг.

image503

убийство Махатмы Ганди индуистским экстремистом (30 января 1948 г.): М.Ганди выступал за дружбу Индии и Пакистана

image504

прекращение войны между Индией и Пакистаном (1972 г.)

image505

Хрущев "расслабился" в гостях у Дж. Неру (1955 г.)

image506

Брежнев демонстрирует Индире Ганди картину с его изображением в роли выдающегося полководца (Москва, 1979 г.)

улица имени Сталина в южноиндийском г. Амбатур (штат Тамил-наду); улицы имени Сталина также в гг. Пондишерри (штат Пондишерри: названа в честь Сталина ещё французской администрацией в 1946 г.) и Коччи (штат Керала)

Алексей Балиев

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх