На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Как Горбачев обменял военный флот на газировку Pepsi

АВТОР: НАТАЛЬЯ ДЕМБИНСКАЯ 

Ровно 30 лет назад Советский Союз и компания PepsiCo заключили одну из самых необычных бартерных сделок в истории: производитель безалкогольных напитков получил в свое распоряжение целую флотилию советских военных кораблей. О том, как в конце 1980-х американская корпорация «разоружила» СССР и вошла в десятку крупнейших военно-морских держав мира, — в нашем материале.

В руках у Хрущева

Пепcи-колу придумал в 1898 году американский фармацевт Калеб Брэдхем. Спустя сорок лет, покорив Америку, компания решила присмотреться к СССР. В 1938-м Pepsi Cola Company зарегистрировала право исключительного пользования товарным знаком на территории Советского Союза в Бюро по регистрации товарных знаков Наркомторга СССР. Но дальше дело не пошло — разразилась Вторая мировая, а затем — холодная война.

Попробовать знаменитую западную газировку советским людям удалось лишь через двадцать лет. В конце 1950-х лидеры двух стран — Никита Хрущев и Дуайт Эйзенхауэр — попробовали улучшить советско-американские отношения. Компаниям из США разрешили представить свою продукцию в Москве.

В июле 1959 года на выставке в Сокольниках изумленным советским гражданам показали технологические достижения «вероятного противника» — стиральные машины, камеры Polaroid, телевизоры и другие товары народного потребления. Среди экспонентов была и PepsiCo — глава компании Дональд Кендалл понял, что такой шанс упустить нельзя. Тем более что главный конкурент Сoca Cola, в 1950-х опережавшая PepsiCo по объемам продаж в пять раз, везти свою продукцию в СССР отказалась.

На открытии выставки состоялись знаменитые «кухонные дебаты» между возглавлявшим американскую делегацию вице-президентом Ричардом Никсоном и Никитой Хрущевым.

Стоя у модели «обычной американской кухни» с холодильником и посудомоечной машиной, лидеры затеяли спор о том, что лучше — капитализм или коммунизм. Улучив подходящий момент, Кендалл разрядил обстановку, угостив советского лидера стаканчиком пепси.

Как рассказывал позже сам бизнесмен, он и представитель внешнеполитического ведомства заранее согласовали план действий. «Я сказал Никсону, что пепси должна оказаться в руках у Хрущева, потому что дома дела у нас идут неважно. И он ответил мне: не волнуйся, я его приведу», — цитирует Кендала The New York Times.

«Это была моя личная инициатива — попытаться открыть для наших напитков совершенно в ту пору закрытый для капиталистов Советский Союз. На меня смотрели как на сумасшедшего», — признавался Кендалл в 2010 году в интервью журналу «Итоги».

По самым скромным подсчетам, на выставке, которая продолжалась шесть недель, рядовые советские граждане выпили более трех миллионов стаканчиков пепси. Но производство этой газировки в СССР началось только в 1970-х — когда сверхдержавы взяли курс на разрядку напряженности в отношениях.

Русская водка

Первый завод по выпуску пепси-колы в СССР открылся в Новороссийске в 1974 году. Поскольку советский рубль не был конвертируемой валютой, поставки оборудования и концентрата для производства газировки договорились оплачивать по бартеру — знаменитой русской водкой.

PepsiCo стала дистрибьютором водки «Столичная», а на полученную валютную выручку советская сторона закупала концентрат пепси-колы и уже на своей территории разбавляла его водой и разливала в бутылки.

Заводы PepsiCo появились в Москве, Ленинграде, Киеве, Таллине, Ташкенте и других городах. К 1978-му они производили свыше 200 миллионов бутылок пепси в год.

В обмен на концентрат PepsiCo получала от СССР не только водку, но и коньяк, а также шампанское. «Экспансия пепси-колы в Советском Союзе зависит от американских продаж советских алкогольных напитков через PepsiCo», — указывала в 1976 году The New York Times.

Американские любители русской водки полностью оправдали надежды Дональда Кендалла. Как следует из справки, подготовленной в 1982 году в ЦК КПСС о работе PepsiCo в СССР, с 1973-го по 1981 год в США отгрузили 1,9 миллиона декалитров «Столичной» на сумму 25 миллионов долларов. Пепси-колы в Советском Союзе за тот же период произвели 32,3 миллиона декалитров. От реализации американской газировки бюджет получил 303,3 миллиона рублей — на 139,3 миллиона больше, чем от продажи водки.

В бой идут корабли

К 1989 году у PepsiCo был уже 21 завод в Советском Союзе. Планировали открыть еще 26, но срок действия торгового соглашения истекал, а американцев одна только водка уже не устраивала.

Накануне развала СССР испытывал большие финансовые трудности, однако решение было найдено. По условиям нового договора, подписанного Михаилом Горбачевым, PepsiCo за поставки сырья и оборудования получила 20 старых военных кораблей: 17 подводных лодок проекта 613, эсминец, крейсер и торпедоносец.

В результате PepsiCo стала обладателем шестого по размеру военно-морского флота в мире. «Мы разоружаем Советский Союз быстрее, чем вы», — сказал тогда Кендалл Бренту Скоукрофту, советнику по безопасности экс-президента Джорджа Буша. А The New York Times в 1989 году иронизировала, что «вывоз излишков оружия из СССР — неплохой способ помочь перестройке».

В 1990 году подписали новый десятилетний бартерный контракт «водка в обмен на пепси-колу» — на три миллиарда долларов. Это самая крупная в истории сделка между Советским Союзом и американской частной компанией. PepsiCo даже запустила в СССР еще один бренд — Pizza Hut. Но в 1991 году Советский Союз развалился, а вместе с ним — и «сделка века». На новый, «дикий» рынок хлынули конкуренты, и удержать лидерство PepsiCo не помогли даже лавры первопроходца.

ria.ru

Картина дня

наверх