На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

The question - Вопрос! Какие свои политические обещания не выполнил Владимир Путин?

Путин не только не выполнил бόльшую часть своих обещаний и планов, но добился прямо противоположных результатов. Уровень лицемерия и вранья поражает на фоне того, что заявлялось, и того, что реально сделано. Речь не о мелких расхождениях и ошибках – россияне вправе говорить об обмане при заключении «общественного договора».

Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть первые публичные выступления Путина в качестве президента в 2000.

Откроем его первое послание в качестве президента Федеральному собранию 8 июля 2000 (kremlin.ru) - голые цитаты с краткими комментариями.

«Единственным же для России реальным выбором может быть выбор сильной страны. Сильной и уверенной в себе. Сильной – не вопреки мировому сообществу, не против других сильных государств, а вместе с ними». – За 18 лет правления Путина Россия оказалась в международной изоляции, на положении изгоя в результате политики и действий вопреки мировому сообществу.

«… Серьезной проблемой продолжает оставаться экономическая слабость России. Возрастающий разрыв между передовыми государствами и Россией толкает нас в страны третьего мира. Цифры текущего экономического роста не должны нас успокаивать: мы по‑прежнему продолжаем жить в условиях прогрессирующего экономического отставания… Сегодняшние экономические показатели выглядят оптимистично только на фоне вчерашних. Хочу это подчеркнуть, только на фоне вчерашних! Но они весьма скромны по сравнению с другими странами, которые развиваются, и гораздо быстрее, и гораздо устойчивее развиваются, чем мы». – Отставание российской экономики нарастает; при нынешних темпах роста мировой и европейской экономики на уровне 3-4%, экономика России топчется на месте на уровне 1,5% - это самый низкий уровень роста в Европе и даже сопредельных регионах.

«Нынешний рост лишь в небольшой степени связан с обновлением экономического механизма. Во многом он является результатом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры». – За 18 лет ничего не изменилось.

«России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное политическое развитие. Устойчивая экономика – это главная гарантия и демократического общества, и основа основ сильного и уважаемого в мире государства. Россия сталкивается и с серьезными внешними проблемами. Наша страна вовлечена во все мировые процессы включая экономическую глобализацию. Мы не имеем права «проспать» и разворачивающуюся в мире информационную революцию». – Проспали. По неоднократным признаниям самого Путина, российская экономика остается невосприимчивой к новым технологиям. Экономика остаётся неконкурентноспособной и неэффективной, что из года в год признает сама власть. Вместо социальной справедливости получили увеличение количества долларовых миллиардеров с примерно 10 в 1990х до 100 в настоящее время - гигантские деньги осели в немногих частных карманах. Политическая стабильность обеспечивается только за счёт неизбираемости власти.

«Наша важнейшая задача – научиться использовать инструменты государства для обеспечения свободы: свободы личности, свободы предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества. Спор о соотношении силы и свободы очень стар, как сам мир. Он и по сей день порождает спекуляции на темы диктатуры и авторитаризма. Но наша позиция предельно ясна: только сильное, эффективное (если кому‑то не нравится слово «сильное», скажем – эффективное) государство и демократическое государство в состоянии защитить гражданские, политические, экономические свободы, способно создать условия для благополучной жизни людей и для процветания нашей Родины». – Сегодня подобные заявления звучат только со стороны несистемной оппозиции.

«Корни многих наших неудач – в неразвитости гражданского общества и в неумении власти говорить с ним и сотрудничать. Власть все время бросается в крайности: то она не замечает, то чрезмерно опекает общество. При этом господствует представление, что все в России зависит от власти. Власть действительно отвечает за все. Но очень многое зависит и от самих российских граждан. Развитие страны во многом определяется степенью их ответственности, зрелостью политических партий, общественных объединений, гражданской позицией средств массовой информации». – Если 18 лет назад гражданское общество в России было неразвитым, то теперь оно просто ликвидировано.

«За прошедшее десятилетие в стране произошли принципиальные перемены: Конституцией гарантированы права и свободы личности, сформирована демократическая политическая система, стала реальностью многопартийность. Россияне избирают Президента, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления». – И демократическая политическая система, и реальная многопартийность, и выборность власти перестали быть реальностью в России.

«Сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека. Только демократическое государство способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общенациональными задачами». – Уже больше нет ни прав, ни свобод, ни демократического государства. Путин был прав: без всего этого нет сильного государства. Именно поэтому Россия и не является сегодня сильным государством.

«В демократическом обществе постоянную связь между народом и властью обеспечивают политические партии. Благодаря выборам этот важнейший инструмент получил сегодня наибольшие возможности для развития. Без партий невозможны ни проведение политики большинства, ни защита позиций меньшинства. На фоне вековых традиций парламентаризма и многопартийности в других странах особенно заметны недостатки нашей партийной системы. Слабой власти выгодно иметь слабые партии. Ей спокойнее и комфортнее жить по правилам политического торга. Но сильная власть заинтересована в сильных соперниках. Только в условиях политической конкуренции возможен серьезный диалог о развитии нашего государства. России необходимы партии, которые пользуются массовой поддержкой и устойчивым авторитетом. И не нужны очередные чиновничьи партии, прислоняющиеся к власти, тем более – подменяющие ее. Опыт показал, мы знаем это за последние несколько лет, что подобные образования погибают мгновенно, как только попадают из тепличных условий в конкурентную среду». – В России правит чиновничья партия. Она не погибает именно потому, что ей создали тепличные условия – ликвидировали реальную оппозицию; созданная Путиным слабая власть обзавелась слабыми партиями и спокойно и комфортно живет по правилам политического торга.

«Свободная пресса в России тем не менее состоялась. Однако российские средства массовой информации, как и общество в целом, пока еще находятся в стадии становления. Надо сказать об этом прямо. В них, как в зеркале, отражаются все проблемы и «болезни роста» страны. Ведь они работают здесь, у нас в стране, а не наблюдают за событиями с какого‑то острова. Какое общество, какая власть – такая у нас и журналистика. Поэтому когда мне часто говорят: «Вы займитесь СМИ, сделайте то и то», отвечаю: давайте обществом в целом будем заниматься, тогда и средства массовой информации изменятся. Но без действительно свободных СМИ российской демократии просто не выжить, а гражданского общества – не создать. К сожалению, пока не удалось выработать четкие демократические правила, гарантирующие подлинную независимость «четвертой власти». Хочу это подчеркнуть – подлинную. Журналистская свобода превратилась в лакомый кусок для политиков и крупнейших финансовых групп, стала удобным инструментом межклановой борьбы. Как Президент страны считаю своим долгом обратить на это внимание общественности. Цензура и вмешательство в деятельность средств массовой информации запрещены законом. Власть строго придерживается этого принципа. Но цензура может быть не только государственной, а вмешательство – не только административным. Ведь экономическая неэффективность значительной части средств массовой информации делает их зависимыми от коммерческих и политических интересов хозяев и спонсоров этих средств массовой информации. Позволяет использовать СМИ для сведения счетов с конкурентами, а иногда – даже превращать их в средства массовой дезинформации, средства борьбы с государством. Поэтому мы обязаны гарантировать журналистам реальную, а не показную свободу, создать в стране правовые и экономические условия для цивилизованного информационного бизнеса. Свобода слова была и останется незыблемой ценностью российской демократии. Это – наша принципиальная позиция». – Состоявшаяся 18 лет назад в России свободная пресса прекратила свое существование – она практически вся стала государственной. Свобода слова перестала быть ценностью, а российская демократия стала явлением далекого прошлого.

«Демократическое устройство страны, открытость новой России миру не противоречат нашей самобытности и патриотизму, не мешают находить собственные ответы на вопросы духовности и морали. И не нужно специально искать национальную идею». – Российская власть и вскормленные ею госпатриоты на дух не переваривают демократическое устройство России и ее открытость миру, разрушили основы демократии в стране, добились изоляции страны в мире. В нарушение Конституции активно навязывается национальная идея.

«… Глубинные причины неустойчивости нашего экономического развития остаются прежними, у нас медленно меняются базовые принципы работы экономики. Эти проблемы заключаются в чрезмерном вмешательстве государства в те сферы, где его не должно быть, и в отсутствии там, где оно необходимо. Сегодня участие государства излишне в собственности, предпринимательстве, потреблении отчасти. И, наоборот, государство остается пассивным в создании единого экономического пространства страны, обязательном исполнении законов, защите прав собственности». – За 18 лет доля госсобственности выросла 2 раза – с 35% до 70%.

«Основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государства. Однако дорогостоящее и расточительное государство не может снизить налоги. Государство, подверженное коррупции, с нечеткими границами компетенции не избавит предпринимателей от произвола чиновников и влияния преступности». – Спустя 18 лет налоги увеличиваются, растет произвол чиновников, разгул криминала не спадает, государство продолжает оставаться расточительным, чьи непроизводительные расходы год от года растут.

«Неэффективное государство является главной причиной длительного и глубокого экономического кризиса, – я абсолютно в этом убежден – кризиса, проявления которого нам хорошо известны». – Золотые слова, сказанные в пустоту.

«Очень многие отечественные предприятия остаются неконкурентоспособными… Сохраняется сырьевая направленность экономики. Доходы бюджета во многом зависят от динамики мировых цен на энергоносители. Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные сектора, на новую экономику – экономику знаний и технологий». – По прошествии 18 лет можно смело констатировать, что Россия проиграл в конкуренции на мировом рынке.

«Необходимо извлечь уроки из нашего опыта и признать, что ключевая роль государства в экономике – это, без всяких сомнений, защита экономической свободы. Наша стратегическая линия такова: меньше администрирования, больше предпринимательской свободы – свободы производить, торговать, инвестировать». – Спустя 18 лет, Россия занимает 107 место по уровню экономической свободы из 197 стран мира (heritage.org). Проблема со свободой так и не была решена за столь длительный период правления Путина.

«Суть государственного регулирования в экономике – не в увлечении административными рычагами, не в экспансии государства в отдельные отрасли (это мы уже проходили, это было неэффективно) и не в поддержке избранных предприятий и участников рынка, а в защите частных инициатив и всех форм собственности». – Почему же тогда все эти годы власть увлекалась административными рычагами, захватила не отдельные, а почти все отрасли экономики, поддерживала и поддерживает избранные компании, топит частные инициативы? Зачем Путин говорил то, что не имел в виду делать?

«Нам не добиться устойчивого развития без подлинно независимого суда…». – Понятно, что не добились устойчивого развития, но почему независимый суд так и не был создан?

«Во‑первых, следует обеспечить защиту прав собственности». – Не обеспечена, и об этом по-прежнему треплются с высоких трибун как о насущной задаче.

«Второе направление – обеспечение равенства условий конкуренции. Сегодня одни предприятия ставятся государством в привилегированное положение: для них ниже тарифы на энергоносители, им позволено не платить долги, они пользуются многочисленными льготами. Зато другие предприятия, действуя в формально равных условиях, реально дискриминируются, фактически оплачивают привилегии первых. Поэтому следует отменить все необоснованные льготы и преференции, прямые и косвенные субсидии предприятиям. Чем бы они ни обосновывались. Обоснования всегда будут найдены. Необходимо обеспечить равный подход при распределении государственных средств, лицензий, квот, устранить избирательное применение процедуры банкротства. Это крайне важная и очень болезненная сфера деятельности государства. В некоторых регионах это просто превратилось в орудие сведения счетов с политическими и экономическими конкурентами». – К чему все это было сказано 18 лет назад?

«Третье направление – освобождение предпринимателей от административного гнета. Государство должно последовательно уходить от практики избыточного вмешательства в бизнес». – К чему все это было сказано 18 лет назад?

«Возможности чиновников действовать по своему усмотрению, произвольно толковать нормы законодательства и в центре, и на местах угнетают предпринимателей и создают питательную среду для коррупции. Надо обеспечить применение законов прямого действия, свести к минимуму ведомственные инструкции, устранить двойственность толкования нормативных актов». – Почему ничто из сказанного не только не было изменено, но лишь разрослось по уровню безобразия?

«Социальная политика – это не только помощь нуждающимся, но и инвестиции в будущее человека, в его здоровье, в его профессиональное, культурное, личностное развитие. Именно поэтому мы будем отдавать приоритет развитию сферы здравоохранения, образования, культуры». – Расходы в эти сферы неуклонно сокращаются.

«Важнейшей национальной задачей является обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы. Государство обязано предотвратить ее кризис, вызываемый быстрым старением населения России. Для этого необходимо внедрять механизмы накопительного финансирования пенсий. Надо переходить к этой системе аккуратно, поэтапно, но двигаться в этом направлении нужно обязательно». – Без комментариев.

Спрашивается, зачем произносились все эти слова на самые важные и актуальные темы, если ничего и не собирались выполнять?

За прошедшие 18 лет Россия стала одним из мировых лидеров по показателю социального неравенства и разрыва в уровне богатства. Этого 18 лет назад власть не обещала, но именно этого она добилась.

 
Андрей Авраменко

Картина дня

наверх