На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

План Путина для Эрдогана

Турция откажется от антироссийских провокаций, вмешательства в дела Сирии и публичной поддержки крымско-татарского меджлиса
 
Встреча президентов России и Турции завершилась предсказуемыми договоренностями в сфере экономики: реанимация «Турецкого потока», возобновление работ над проектом АЭС Аккую, восстановление туристического потока и турецкого сельхозимпорта. При этом политические итоги беседы в Константиновском дворце покрыты завесой тайны. Попытаемся понять, каковы основные параметры плана, о котором договорились Владимир Путин и Реджеп Эрдоган.
 
Турция просит оружия
 
Из официальных комментариев следует, что президенты нашли общий знаменатель как минимум по двум темам: урегулирование в Сирии и военно-техническое сотрудничество. Президент Турции на встрече с деловыми кругами заявил, что Анкара и Москва предпримут «шаги» «в области оборонной промышленности». Эрдоган не стал давать каких-либо пояснений, но, судя по всему, речь идет о поставках вооружений.
 
Огромная 600-тысячная турецкая армия вооружена в основном устаревшей военной техникой производства США, Германии, Канады, Испании, Франции, Италии и ряда других стран НАТО. Прежде всего, ей необходимо обновление парка ударной авиации, систем ПВО, бронетехники, артиллерии, значительной части кораблей и подводных лодок. Несмотря на отчаянные усилия, Турция не смогла создать собственный ВПК, который бы позволил избавиться от зависимости со стороны зарубежных производителей.
 
Если турецкий бюджет потянет такие расходы, то перед Россией открываются невероятные перспективы в виде долгосрочных контрактов на миллиарды долларов. Наша страна обладает необходимыми мощностями и способна в полной мере перевооружить турецкие войска. Задолго до кризиса в отношениях Москва поставила Анкаре противотанковые управляемые ракеты «Корнет-Е» и 240 БТР-80, которые находятся в распоряжении жандармерии.
 
Однако продажа оружия недавнему противнику может повлечь серьезные риски. России важно получить «железобетонные» гарантии, что военная техника не окажется в руках всевозможных «оппозиционеров» и международных террористов. Также Эрдогану необходимо навести порядок в командном составе армии. В случае очередного путча российским оружием будут воевать повстанцы, и как они им распорядятся, никому неизвестно.
 
Но самое главное — Москва должна четко понимать, что переданное Турции оружие не будет использовано против нее и ее союзников. Предоставить такие гарантии при всем желании не сможет, пожалуй, даже Эрдоган. В конце концов, Турция остается членом НАТО, а значит, и потенциальным противником РФ. В связи с этим Москве не имеет смысла экспортировать передовые вооружения (как наступательные, так и оборонительные). Как вариант, Россия может продать хранящуюся на складах военную технику или оружие, заменяемое на более современные аналоги.
 
Вопрос об Асаде решен
 
Тема поставки вооружений тесно связана с ситуацией вокруг Сирии. Перед визитом в Санкт-Петербург в интервью ТАСС Эрдоган заявил о готовности объединить усилия с РФ и Ираном. В то же время турецкий президент бросил несколько резких фраз в адрес руководства САР. «Мы не хотим распада Сирии, но, чтобы это произошло, необходим уход в сторону Башара Асада, повинного в смерти 600 тысяч человек. Сохранить единство Сирии с Асадом невозможно, и нам не пристало поддерживать убийцу», — подчеркнул Эрдоган.
 
Он открестился от связей с ДАИШ (ИГ, организация запрещена в РФ) и проигнорировал тему поддержки сирийских боевиков. «Я попросил предъявить соответствующие доказательства. Однако никто не смог мне их предоставить. В отношении Турции ничего подобного не может быть. Они также хотели впутать в это и мою семью. Докажите. И я покину свой пост…» — сказал Эрдоган. По его словам, настоящим покупателем ворованной ДАИШ нефти является Асад и его приближенные.
 
На переговорах в Петербурге турецкий лидер воздержался от подобных пассажей. И, наверное, не случайно через пару минут после рукопожатия Путин дал понять гостю Константиновском дворца, что «неконституционными действиями» Москва не занимается. Это значит, что Асад останется у власти и Эрдогану придется с этим смириться. Сохранение режима Асада позволит РФ получить серьезные геополитические и экономические бонусы.
 
Наиболее интересная часть переговоров Путина и Эрдогана — раздел сфер влияния в Сирии. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сообщил агентству Anadolu, что две державы работают над созданием «мощного механизма» по САР. Судьба Сирии — наиболее болезненная сфера отношений Москвы и Анкары. В интересах РФ — максимальный объем влияния в Сирии. Однако для Турции крайне важно контролировать обстановку на севере страны, где проживают тюркоязычные этносы и бунтующее курдское население.
 
Буквально за пару часов до приземления самолета Эрдогана Путин внес в Госдуму на ратификацию заключенное год назад соглашение о бессрочной и безвозмездной эксплуатации авиабазы Хмеймим. Во многом это символический шаг. Российский президент поставил коллегу перед фактом постоянного военного присутствия РФ в Сирии. И Эрдоган, скорее всего, ожидал не очень приятного поворота событий, а также определенного давления на переговорах.
 
Время исправлять ошибки
 
«Раскачивание» Сирии привело к гибели сотен тысяч людей, колоссальным разрушениям и укреплению террористического «интернационала». Едва ли не первую скрипку в этом «оркестре» сыграл лично Эрдоган. Целью турецкого лидера было усиление присутствия на Ближнем Востоке. Попутно его семья, военные и турецкая мафия зарабатывали деньги на торговле ворованными энергоресурсами, продаже оружия и переправке в Европу мигрантов.
 
В сентябре 2015 года Эрдоган и Путин встречались два раза и, по словам последнего, смогли найти точки соприкосновения. Однако уже в начале октября президент Турции сыпал угрозами в адрес РФ из-за якобы нарушения турецкого воздушного пространства российскими самолетами. Апогеем роста воинственности стал инцидент со сбитым 24 ноября бомбардировщиком Су-24M.
 
Теперь для Эрдогана настало время исправлять ошибки и расплачиваться за амбиции, которые пошли вразрез с интересами РФ. У Турции колоссальные рычаги влияния на боевиков и террористов. С большой вероятностью Анкара закроет границу для рекрутов бандформирований, транспортировки в САР оружия, амуниции и денег. Минимизация поддержки «оппозиции» и разрыв с ДАИШ неизбежно приведут к победе сирийской армии со всеми вытекающими из этого последствиями.
 
Бесценный рычаг давления
 
Учитывая характер и этический кодекс Путина, можно предположить, что он не станет злорадствовать и унижать Эрдогана. Помимо открытия российского рынка, Турция сохранит право на самостоятельное решение курдского вопроса и сможет развивать гуманитарные контакты с тюркоязычным населением Сирии.
 
Анкара де-факто признает САР зоной влияния РФ, превратится в стратегического партнера Москвы и, скорее всего, останется «самым непослушным» членом НАТО. Логика текущих процессов свидетельствует о том, что Турция больше не будет заниматься антироссийскими провокациями, влезать в дела Сирии и откажется от публичной поддержки лидеров запрещенного в РФ крымско-татарского меджлиса.
 
Такой вариант развития событий укрепит международный авторитет и заметно усилит позиции РФ на мировой арене, особенно в контексте курса на противостояние с Западом. Коалиция с Турцией, союз с Ираном, постоянное военное присутствие в регионе означают полноценное возвращение России на Ближний Восток в качестве влиятельного игрока и вытеснение оттуда США. Вашингтон рискует потерять почву под ногами, лишиться позиций в Турции и Ираке, а лавры победителя международного терроризма достанутся России.
 
После заключения политической сделки с Турцией РФ будет необходимо урегулировать отношения с Саудовской Аравией, вложившей миллиарды долларов в свержение Асада. С 2013 года Москва и Эр-Рияд значительно интенсифицировали контакты. По мнению экспертов, саудовцы каждый раз предлагают новую сумму, которую они готовы заплатить России за «слив» сирийского президента.
 
Руководство РФ на официальном уровне игнорирует навязчивые призывы королевской семьи. Сирия стала для Москвы бесценным рычагом давления на Запад, в боях с ДАИШ погибли наши солдаты, и потому сложно представить, что мечта Эр-Рияда когда-либо сбудется. Не исключено, что нормализация отношений с Турцией позволит найти выгодный для РФ компромисс по поводу Сирии. Эрдоган, у которого сложились хорошие отношения с саудовской элитой, может стать проводником позиции российского президента.
 
Алексей Заквасин
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх