На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Вызовы миру после разрушения СССР: нравственная деградация — I

От редакции "Россия навсегда": Фактически в каждую эпоху появлялись пророки "апокалипсиса", говорящие, что худшие времена в истории, максимизация сил зла достигнута в современности. Гибель мира уже близко, поэтому на основании количественных данных необходимо проверить, не окажутся ли разговоры о мировой деградации подобным проявлением аберрации близости.

И действительно ли упразднение советской исторической альтернативы (распад СССР и мирового социалистического блока государств в 1991 г.) — стало не только очевидной "крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века" для евразийского пространства, но и подлинным планетарным бедствием?

 

Исследованию этого вопроса посвящена четвертая глава "Вызовы миру" из II тома новой фундаментальной коллективной монографии "Россия и мир. Российский мировой проект", в которой предположение о нравственной деградации современного мира после распада СССР доказывается на основании количественно выраженных показателей — по трендам развития, их приближения/удаленности по отношению к нравственным идеалам человечества.

 

В данной части подробно рассматривается динамика, девальвации ценностей труда, коллективизма, семейственности, равенства, а также тренды безбожия и суицидальности.

 

Авторы 2-х томного труда Центра "Россия и мир. Российский мировой проект" под общ. ред. С.С.Сулакшина:

 

Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Балмасов С.С., Безруков А.Э., Белов П.Г., Богдан И.В., Вершинин А.А., Вилисов М.В., Генюш С.В., Гудков Д.Д., Ермолов М.О., Каримова Г.Г., Кравченко Л.И., Куропаткина О.В., Колесник И.Ю., Лексин В.Н., Орлов И.Б., Путинцев И.С., Сазонова Е.С., Тимченко А.В., Хвыля-Олинтер Н.А., Шестопалова А.В., Шишкина Н.И.

***

Есть ли хоть одна страна в мире, выступающая как лидер мира, которая провозглашает ложность своего лидерства? Например, паразитарность своего метода получения благ? Или использование всех и любых методов, чтобы человек думал в основном только о потреблении и удовольствии: не о человеческом удовлетворении по достижении высокой цели миростроительства, а об элементарном физиологическом удовольствии? Или, что ей выгодно, чтобы человек возвращался к животному состоянию, расчеловечивался, терял моральные ориентиры и в принципе человеческие ориентиры? Утрачивал мировоззренческие источники? Конечно, самая мощная страна мира в этом не признается никогда. Причина проста — там подобные вещи продуцирует подавляющее меньшинство. Оно же стремится к определенному образу и мира в целом.

 

Но кто-то об этом должен сказать. Иначе мир, действительно превратится в античеловеческий. Чтобы мир стал лучше — нужно знать о его "болезнях".

*

4.1. СОВРЕМЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ МИРА — ЯВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Исторический процесс в авторской модели представляется как нравственный прогресс человечества. Однако прогресс не имеет линейного характера. Как было показано в первом разделе настоящей работы, при общем направлении прогресса в истории человечества имелись периоды временных упадков, ценностных "откатов". Как оценить в этой связи современный период в истории человечества? Существует много оснований говорить о том, что в настоящее время мир по отношению к критерию нравственной мегаэволюции вступил в фазу деградации.

Возникают угрозы в отношении перспектив категориальной назначенности человечества. Среди вызовов такого масштаба — чипизация, тотальная манипуляция массовым сознанием, новая фашизация мира, установление нового рабовладельческого строя, глобального социального паразитизма и т.п. От человечества требуется деятельностная активность, чтобы эти угрозы не получили своего логического завершения.

Все очевиднее возникают исторические параллели с Римской империей эпохи упадка. Тогда в масштабах средиземноморской эйкумены тоже развертывался процесс глобализации. Существовал мировой паразитарный центр — Рим. Основные признаки римской позднеантичной деградации воспроизводятся в настоящее время по отношению к существующей модели мироустройства: неограниченное потребление (девиз толпы "Хлеба и зрелищ!"), пропаганда секса, роскошь, рост паразитаризма и сибаритства, идеология превосходства господа — рабы, социальное расслоение переходит в антропологическое, римско-эллинская исключительность и национализм и т.д.[1]. Выходом из того кризиса стало выдвижение нового учения — христианства. По этой логике и выход из современного деградационного тренда может быть достигнут на основании нового, обращенного к свету для человечества, глобального проекта.

Чаще всего тема глобальной деградации мира рассматривается в формате публицистического дискурса. Но вкусовые оценки не слишком убедительны. На каждую из них найдется контрдовод и контриллюстрация. В авторском подходе деградационный процесс получает количественное выражение. Если обнаружится, что показатели, характеризующие ценностные потенциалы человечества устойчиво снижаются, то это и будет служить доказательством тренда деградации.

Действительно, фактически в каждую эпоху появлялись пророки "апокалипсиса", говорящие, что худшие времена в истории, максимизация сил зла достигнута в современности. Гибель мира уже близко, поэтому на основании количественных данных необходимо проверить, не окажутся ли разговоры о мировой деградации подобным проявлением аберрации близости.

Соответственно, цель представляемого ставилась как проверка предположения о нравственной деградации современного мира на основании количественно выраженных показателей.

Предполагалось проследить тренды развития современного мира, их приближение/удаленность по отношению к нравственным идеалам человечества. Хронологические рамки исследования охватывают современную однополярную систему мироустройства. В качестве рубежного явления для проводимого анализа рассматривается упразднение советской исторической альтернативы (распад СССР и мирового социалистического блока государств в 1991 г.).

*

МИРОВОЙ ЦЕНТР ЗАДАЕТ ВЕКТОР ДЕГРАДАЦИИ

Любая мир-система имеет свои центр и периферию. Именно центр задает направление тренда развития всей мир-системы[2]. При прогрессе центр выступает локомотивом развития. Он задает целевой ориентир, в направлении к которому движется и периферия. Мир пытается подражать мировому лидеру, копировать его тип жизнеустройства. Мировой центр выступает транслятором ценностных образцов. Если бы его ценности не были принимаемы вовне, он бы и не был мировым центром. Но не только прогресс, а и деградация системы задается из центра.

Мировой центр транслирует в таком случае уже не нравственные представления, а пороки. Соответственно, при фиксации направленности развития системы в целом — ее прогресс или деградация — мировой центр должен идти в этом направлении с определенным опережением. Таким образом, предположив, что современный мир находится в деградационном тренде, мы должны обнаружить, что мировой центр деградирует быстрее стран периферии. И действительно, при рассмотрении нравственных параметров развития такая опережающая деградация группы стран "золотого миллиарда" достаточно очевидна.

*

ФОРСИРОВАННАЯ СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ, РАЗРУШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ

Проблема оцифровки ценностного состояния мира связана с трудностью формализации несиловых факторов развития. Значимым эмпирическим материалом для решения задач такой оцифровки являются социологические опросы. Широкий страновый охват в опросах многолетнего международного проекта "World Values Survey" позволяет получить соответствующее представление о современном нравственном состоянии человечества[3].

Здание традиционных ценностей выстраивалось исторически на фундаменте веры в Бога. Гипертрофированная секуляризация Нового и Новейшего времени вместе с дезавуированием веры в Бога наносила удар и по другим ценностным основаниям общественной жизни. Авторы тут должны сделать оговорку, что во множестве социальных миссий религии они прежде всего выделяют нравственно-мировоззренческую формирующую мир функцию. Верить или не верить в существование Его — вопрос локальный, а вот мировоззренческий облик человечества, вопрос быть или не быть человеком в истинном смысле — уже вопрос глобальный. Как сказал Ф.Достоевский, "если бога нет, то все позволено". Все позволено, в том числе зло.

Кластер стран "золотого миллиарда" далее других продвинулся в направлении секуляризации. Менее всего верят в Бога в современном мире в золотомиллиардных странах и странах, ориентированных на западноцентричную модель развития. Из золотомиллиардных стран выше среднего мирового уровня имеют соответствующий показатель только США. Американское общество, как известно, более религиозно, чем европейское. Правда, то, что из себя представляет модернизированная американская религиозность, ставит под сомнение наличие в ней традиционной ценностной платформы[4]. Последнее место Китая тоже имеет свои объяснения. Религии Китая традиционно определяются как религии без Бога. Это особый тип религиозности. Часто в отношении конфуцианства и даосизма говорят не как о религиях, а как об особых философских учениях. При исключении же Китая обнаруживается четко, что полюс безбожия в современном мире занимают именно страны мирового центра (рис. 4.1.1)[5].

Рис. 4.1.1. Опрос "World Values Survey" 2010—2014 гг.: Верите ли вы в Бога?

Осознание перспективы обрушения в ценностную пропасть при сохранении существующих трендов развития мира вызывает объективное ценностное сопротивление существующей модели мироустройства. Проявлением такого сопротивления может быть отчасти объяснен начавшийся в мире новый религиозный ренессанс. Однако этот ренессанс имеет цивилизационную избирательность. Он распространяется, главным образом, на страны незападного мира. Запад по-прежнему, как следует из опросов "World Values Survey", движется в направлении секуляризации. Сокращается доля респондентов, указывающих, что религия играет очень важную роль в их жизни (рис. 4.1.2).

Рис. 4.1.2. Опрос "World Values Survey" в исторической динамике: Доля респондентов, считающих религию главным (очень важным) в своей жизни

Сокращается удельный вес лиц, верящих в Бога. Еще в середине 1990-х гг. в странах "золотого миллиарда" удельный вес верящих в Бога был больше, чем в целом по миру. Сказывалось не в последнюю очередь зачисление в неверующих населения стран буддистско-конфуцианского ареала, приверженного особой форме религии без персонифицированного Бога. Но, даже учитывая это обстоятельство, с начала 2000-х гг. удельный вес верящих в Бога в странах "золотого миллиарда", опустился ниже среднемирового уровня. Разрыв между Западом и не-Западом по этому параметру растет (рис. 4.1.3).

Рис. 4.1.3. Опрос "World Values Survey" в исторической динамике: Верите ли вы в Бога? (% респондентов, верящих в Бога)

*

ДЕВАЛЬВАЦИЯ ЦЕННОСТИ ТРУДА

Исторический прорыв Запада не в последнюю очередь, как известно, связан с формированием особой трудовой этики. М. Вебер объяснял генезис капиталистической системы именно протестантской этикой труда. Представление о том, что упорный труд должен быть вознагражден, являлось важным движущим фактором экономического прогресса[6]. Но вот эта базовая для Запада установка девальвируется. По доле населения, разделяющего представление о том, что усердная работа вознаграждается, страны "золотого миллиарда" занимают аутсайдерское положение. При этом на последнем месте находятся Нидерланды — исторически один из главных центров генерации кальвинистского императива труда. На предпоследнем месте — Япония. Японское "экономическое чудо" также базировалось на особой философии труда[7]. Возможно, что подрыв этой философии выступает как одна из причин длительного периода современной японской стагнации.

Философия зависимости труд — воздаяние оказалась подорвана в большей степени, чем иные традиционные мировоззренческие представления. В целом в мире только четверть населения верит в эту взаимосвязь, в странах "золотого миллиарда" — еще меньше (рис. 4.1.4)[8].

Рис. 4.1.4. Опрос "World Values Survey" 2010—2014 гг.: удельный вес респондентов, считающих, что усердная работа в конечном итоге вознаграждается

*

ГИПЕРТРОФИРОВАННЫЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ, ЭРОЗИЯ КОЛЛЕКТИВИСТСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

Индивидуализм в идеологическом плане соотносится в первую очередь с идеологией либерализма, а в цивилизационном — с цивилизацией Запада. Гипертрофированный индивидуализм ведет к подрыву социальных общностей. Подрывается, соответственно, и наиболее интегративная общность — идентификация принадлежности к своей стране (гражданской нации). В настоящее время тренд индивидуализации доведен до положения, что с утверждением "Вижу себя в составе своей страны (нации)" полностью солидарны чуть более половины респондентов. За исключением Швеции во всех странах "золотого миллиарда" среднемировой показатель ниже мирового уровня. Золотомиллиардный кластер в холистских потенциалах наиболее поражен. Худший в этом отношении показатель в мире имеют Нидерланды — передовая страна в тренде постмодерна, первая легализовавшая однополые браки, имеющая одно из наиболее либеральных законодательств в отношении наркотиков (рис. 4.1.5)[9].

Рис. 4.1.5. Опрос "World Values Survey" 2010—2014 гг.: доля респондентов, видящих себя в составе своей страны (нации)

При сопоставлении результатов двух последних опросов "World Values Survey", в рамках которых мониторировалась доля населения, идентифицирующего себя со страной проживания, обнаруживается разнонаправленность изменения показателей группы "золотого миллиарда" и остального мира. В странах "золотого миллиарда" удельный вес лиц, самоидентификация которых связана с собственной страной, заметно сократился. В настоящее время он чуть более превышает треть населения. В целом же в мире в промежутке между двумя мониторингами обнаруживается определенный рост (рис. 4.1.6).

Рис. 4.1.6. Опрос "World Values Survey" в исторической динамике: доля респондентов, видящих себя в составе своей страны (нации)

*

ЭРОЗИЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОДЕЛИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ГРЕХА

Особо наглядно ускоренный темп деградации мирового центра проявляется в отношении к традиционным порокам в сфере брачных отношений. Вопрос "World Values Survey" состоял в выявлении доли тех, кто считает, что соответствующий порок не заслуживает никакого оправдания. В качестве таких пороков указывались: аборты; разводы; гомосексуализм; проституция; сексуальные отношения до брака (рис. 4.1.7–4.1.11)[10].

Рис. 4.1.7. Опрос "World Values Survey" 2010—2014 гг.: доля респондентов — категорически против абортов (не заслуживает никакого оправдания)

Рис. 4.1.8. Опрос "World Values Survey" 2010—2014 гг.: доля респондентов — категорически против разводов (не заслуживает никакого оправдания)

Рис. 4.1.9. Опрос "World Values Survey" 2010—2014 гг.: доля респондентов — категорически против гомосексуализма (не заслуживает никакого оправдания)

Рис. 4.1.10. Опрос "World Values Survey" 2010—2014 гг.: доля респондентов — категорически против проституции (не заслуживает никакого оправдания)

Рис. 4.1.11. Опрос "World Values Survey" 2010—2014 гг.: доля респондентов — категорически против сексуальных отношений до брака (не заслуживает никакого оправдания)

По всем из указанных параметров страны "золотого миллиарда" наиболее толерантны. Обращает на себя внимание особо высокая кластеризация золотомиллиардных стран именно по вопросам брачного поведения. Разность их со среднемировым уровнем — кратная. В настоящее время порочность Запада в глазах остального мира проявляется, прежде всего, в эрозии в западных сообществах традиционных норм брачности. Образ сексуально извращенного и распущенного Запада является одним из факторов растущих антизападных настроений в мире. Сильно представление, что если сегодня не осудить "западную постмодернистскую скверну", то завтра она распространится и на незападные страны.

Важно зафиксировать, что извращения и сексуальная распущенность не были всегда присущи западной цивилизации.

Строгость норм брачности долгое время отличала многие европейские страны. Чопорность англичан, семейственность итальянцев и испанцев еще во 2-й половине ХХ столетия считались национальыми характеристиками. Но все принципиально изменилось. Первая разрушительная волна, пришедшаяся на 60-е гг. ХХ столетия, проходила в формате "сексуальной революции". Вторая, начавшаяся четверть столетия назад, может быть охарактеризована как "революция гендера". Результатом первой стало снятие запретов на пропаганду сексуальной жизни, результатом второй — легитимизация сексуально девиантного поведения. При рассмотрении отношения к грехам в семейно-брачной сфере обнаруживается даже разнонаправленность развития стран "золотого миллиарда" и остального мира. В странах "золотого миллиарда" удельный вес населения, не принимающего установленные традицией грехи, определенно сокращается. Это сокращение фиксируется с начала 1990-х гг.

Еще в 1980-е гг. оно не было очевидным. Остальной же мир в своем отношении к указанной группе грехов остается примерно на одном уровне либо даже ужесточает позицию неприятия (рис. 4.1.12–4.1.15)[11].

Рис. 4.1.12. Опрос "World Values Survey" в исторической динамике: доля респондентов — категорически против гомосексуализма (не заслуживает никакого оправдания)

Рис. 4.1.13. Опрос "World Values Survey" в исторической динамике: доля респондентов — категорически против разводов (не заслуживает никакого оправдания)

Рис. 4.1.14. Опрос "World Values Survey" в исторической динамике: доля респондентов — категорически против абортов (не заслуживает никакого оправдания)

Рис. 4.1.15. Опрос "World Values Survey" в исторической динамике: доля респондентов — категорически против проституции (не заслуживает никакого оправдания)

Другие социологические опросы также четко фиксируют различия в отношении к сексуальным меньшинствам по разным цивилизациям. Позиция населения Европы и Америки диссонирует с позицией других мировых регионов (рис. 4.1.16)[12].

Рис. 4.1.16. Готово ли общество принять гомосексуализм? Разность положительных и отрицательных ответов

Юридически Запад пошел по пути легитимизации однополых браков. Это аксиологический выбор, сделанный в рамках одного из сообществ. Но большинство стран мира, большинство человечества такой выбор не разделяют. В противовес группе государств, регистрирующих однополые браки, существует 74 государства — члены ООН, устанавливающих законодательный запрет на сами гомосексуальные отношения. И это тоже ценностный цивилизационный выбор, который должен признаваться и уважаться другими (рис. 4.1.17).

Рис. 4.1.17. Отношение к легальности гомосексуализма: карта мира

*

ЭРОЗИЯ ЦЕННОСТНОГО ОРИЕНТИРА РАВЕНСТВА

Знаменитая формула Великой французской революции апеллировала не только к свободе, но также к равенству и братству.

Без равенства и братства свобода превращается из нравственного ориентира в оружие разрушения. Но именно это и произошло. Гипертрофированность свободы в современном мире соотносится с забвением темы равенства. Эта тема, между тем, присутствует во всех мировых религиях. К идеалу равенства обращались и Будда, и Христос, и Мухаммед[13]. Ценность равенства была базовой для мирового коммунистического проекта. Крушение СССР стало одновременно и крушением аксиологии социальной эгалитарности. Элитаризм взял верх над эгалитаризмом. Показателен для иллюстрации сложившегося положения вопрос проекта "World Values Survey" о целесообразности уменьшения разницы в доходах. Только 15% мирового населения убеждены в том, что доходы должны быть более равными. И это в то время, когда достигнут исторический максимум социального расслоения в мире. Пропаганда работает таким образом, что очевидная проблема оказывается затемнена, а население от вопросов неравенства отвлечено другими информационными вызовами.

Показательно, что для России, вероятно, по инерции от эгалитаристской идеологии СССР, тема неравенства остается пока еще принципиально важной более чем для трети населения (см. рис. 4.1.18)[14].

Рис. 4.1.18. Опрос "World Values Survey" 2010—2014 гг.: доля респондентов, считающих, что разница доходов должна быть уменьшена. (Доходы должны быть более равны)

*

СУИЦИД

Достигнутый уровень материальной комфортности Запада обнаруживает свою иллюзорность при анализе степени удовлетворенности западного человека жизнью. Обнаруживается отсутствие главного — счастья. Согласно различным расчетам международного индекса счастья, позиции большинства западных стран — крайне неблагополучные. В группе аутсайдеров находятся также Россия и другие постсоветские государства, расплачивающиеся за отступление от цивилизационно идентичной системы ценностей (рис. 4.1.19).

Рис. 4.1.19. Международный индекс счастья

Крайне неблагополучна ситуация на Западе по показателям суицида. Хуже положение только у тех стран, которые вопреки собственной цивилизационной традиции пошли по западному пути: у России и группы восточно-европейских государств — бывших республик СССР, Японии и Южной Кореи. Признать в качестве образца для подражания те общества, в которых больше чем где-либо люди оканчивают жизнь самоубийством, можно лишь в условиях целевой дезинформации (рис. 4.1.20)[15].

Рис. 4.1.20. Страны мира по количеству самоубийств (на 100 тыс. человек)

Может быть, при деградации социальных ценностных оснований мира получили развитие ценности, связанные с бытием человека как отдельно взятой личности? Ценность человеческой жизни традиционно предъявляется как достижение либеральной политики. Данные "World Values Survey" показывают, что и эта ценность оказалась в современном мире существенно подорвана. Наибольший ее подрыв приходится именно на позиционируемые в качестве либеральных страны "золотого миллиарда". Индикатором в данном случае является доля лиц в составе населения стран мира, для которых самоубийство человека не может быть оправдано. Запад оказался наиболее толерантен к самоубийству. Страной, более других допускающей возможность самоубийства, выступает Швеция. Ценность человеческой жизни вступает в противоречие с базовой для либерализма ценностью свободы — и приоритет отдается свободе. В данном случае речь идет о свободе как праве на совершение самоубийства (рис. 4.1.21)[16].

Рис. 4.1.21. Опрос "World Values Survey" 2010—2014 гг.: доля респондентов — категорически против суицида (не заслуживает никакого оправдания)

Характерно, что инверсия отношения к суициду происходит на Западе только в последние четверть столетия. Противостояние капитализма и социализма было мобилизационным фактором, препятствовало внутренней эрозии, задавало смыслы бытия для обеих противоборствующих систем. Запад одержал победу в холодной войне. Однако далее началось внутреннее разложение победителя. Повторяется сюжет, не раз разыгранный в мировой истории. Мобилизованный на борьбу с Карфагеном Рим побеждает в Пунических войнах. Однако после устранения своего извечного соперника начинается этап саморазложения римского общества[17]. В такой же фазе саморазложения находится в настоящее время и Запад (рис. 4.1.22).

Рис. 4.1.22. Опрос "World Values Survey" в исторической динамике: доля респондентов —
категорически против суицида (не заслуживает никакого оправдания)

О том, что причина высокой суицидальности заключается в установленной модели общества, выявляется при анализе статистики суицида в истории. Об этом свидетельствуют, в частности, данные по Европе XIX — начала XX в. Две страны, Россия и Испания, имели коэффициент суицида принципиально меньше, чем все остальные европейские страны. Традиционная испанская модель XIX столетия, с ее акцентом на религиозной составляющей жизни, существенно отличалась от доминирующей западноевропейской, выстраиваемой на мировоззренческой парадигме секуляризма. Еще в большей степени отличалась от дехристианизовавшейся Европы основанная на православии модель жизнеустройства Российской империи (рис. 4.1.23)[18].

Рис. 4.1.23. Самоубийство на 100 тыс. человек населения по странам Европы в XIX в.

В настоящее время по уровню суицида ни Испания, ни тем более Россия не являются благополучными странами.

***

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Моммзен Т. История Рима. СПб., 1993; Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: в 7 т. // URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1177567

[2] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв. М.: Весь мир, 2006; Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: в 3 ч. М.: Языки славянской культуры, 2002; Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск: Полиграмма, 1993; Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001; Валлерстайн И. Миросистемный анализ: Введение. М., 2006; Валлерстайн И. Миросистемный анализ // Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций. Новосибирск, 1998. Вып. 1. С. 105–123; Валлерстайн И. Изобретения реальностей Времени-Пространства: к пониманию наших исторических систем // Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций. Новосибирск, 2001. Вып. 2.

[3] URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp

[4] Добреньков В. И. Модернизация идеи бога в современной религии. М.: Знание, 1978; URL: http://lib7.com/amerika/1012-religion-american.html

[5] URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp

[6] Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

[7] Хорос В. Японские секреты // Знание — сила. 1991. № 10.

[8] URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp

[9] URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp

[10] URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp

[11] URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp

[12] URL: http://www.pewglobal.org/2013/06/04/the-global-divide-on-hom...

[13] Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей: С древности до конца XVIII века. М.: Наука, 1975; Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей: Первая половина XIX века. М.: Наука, 1976; Володин А. И. История и утопия. Некоторые проблемы изучения истории домарксистского социализма. М.: Политиздат, 1976.

[14] URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp

[15] URL: http://www.who.int/healthinfo/statistics/bodgbddeathdalyesti... http://www. who.int/mental_health/prevention/suicide/country_reports/en

[16] URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp

[17] Ревяко К. А. Пунические войны. Минск, 1982; Тит Ливий. История Рима от основания города. Т. 2. М., 1991; Моммзен Т. История Рима. СПб., 1993.

[18] Миронов Б. Н. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях. Л.: Наука, 1991. С. 159.

***

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

***

 

 

Картина дня

наверх