«Казус Фирташа» и Сурков, который не стрелял: о чем молчит Порошенко?
Оставленные наедине с собой украинские деятели готовы к любым позам из политической Камасутры: начинают припоминать Германии долги за, видимо, предательство в отношении УПА, сетовать на обнаглевших днепропетровских реваншистов, измену Генштаба и травлю «чистых совестью» бойцов запрещенного в России экстремистского «Правого сектора».
В последнее время под ударом оказались президент и кабмин страны.Отвечая в эфире Радіо Свобода на обвинения в «раскачивании лодки» перед лицом «врага», депутат Верховной рады и член парламентской группы «Укроп» Виталий Куприй, покинувший «Блок Петра Порошенко» после скандала с Игорем Коломойским, советником которого он в свое время был, назидательно заявил: «Эта дискуссия уже немножко поднадоела. Давайте не трогать Порошенко, ничего не двигать, не делать реформы, не бороться с коррупцией, потому что это будет какая-то ситуация в пользу Путина. В пользу Путина — это как раз ничего не делать. Мы обговаривали вопрос с европейскими парламентариями, что, не дай бог — третий Майдан! Никто этого не хочет. Мы понимаем, что этим может воспользоваться агрессор, воспользоваться враг, но ничего не делать — тоже нельзя».
А Сурков ни в чем не виноват
Между тем, роль «извечного врага Украины» в расстреле второго Майдана была поставлена под сомнение. По словам депутата от «Блока Петра Порошенко» Сергея Лещенко, глава СБУ Валентин Наливайченко обвинил советника президента РФ Владислава Суркова в расстреле Майдана просто потому, что от него потребовали отчитаться о расследовании, а сказать было нечего, поэтому все преступления традиционно повесили на Кремль. В то же время в самой Генпрокуратуре Украины версию с Сурковым всерьез не воспринимают, снисходительно относясь к попыткам украинских спецслужб как-то оправдаться за затянувшуюся паузу. Но и самому генпрокурору Виктору Шокину уже грозят «черной меткой».
«Посмотрите, уже прошло больше года. Ни одно преступление на Майдане не расследовано, не передано в суд. Ни одно коррупционное деяние, как за время Януковича, так и теперь, не передано в суд. Я посетил сейчас Страсбург, у меня была встреча с евродепутатами — это группа поддержки Украины. Люди не понимают, почему такое происходит», — сетует Куприй.
По мнению представителя «Блока Петра Порошенко» депутата Вадима Денисенко, у Генпрокуратуры есть один месяц, чтобы выйти в суд с обвинением. И если этого не произойдет, с генпрокурором Виктором Шокиным придется попрощаться.
«Последняя игра Фирташа»
Борьба с олигархами является для Украины такой же сильной духовной скрепой, как и президент России Владимир Владимирович Путин, едва ли в полной мере осознающий свою консолидирующую роль для украинского политикума.
До начала майских праздников украинских парламентариев волновало расследование коррупции в правительстве, и «Свобода» ожесточенно атаковала кабмин по этому поводу, но премьер-министр Арсений Яценюк решил обратить внимание на Дмитрия Фирташа, а тот, фактически, на суде в Вене дал понять, что поддержал Петра Порошенко и лидера «УДАРа» Виталия Кличко на выборах не только морально. Радикалы тут же заподозрили Порошенко в зависимости от Фирташа, от которого, на самом деле, уже мало что зависит, и, возможно, речь на встрече олигархов как раз шла о гарантиях для самого владельца Ostchem — гарантиях безопасности его бизнеса.
Денисенко, выступая в программе «Ваша Свобода», подчеркнул, что Порошенко уже упоминал о том, что был на встрече с Фирташем в Вене, и поэтому ничего нового, и уж тем более скандального, украинцы, на самом деле, не узнали. Впрочем, то, что мэр Киева Виталий Кличко дал показания по этому делу в закрытом режиме, депутат счел все-таки неправильным. Он напомнил, что Фирташ выстраивает свою защиту, и на пару с олигархом Сергеем Лёвочкиным будет максимально поднимать ставки.
«В принципе, он считает, что благодаря этому он сможет и дальше договариваться с властью», — предположил депутат. «Мы прекрасно знаем, что был принят закон об урезании бюджетов облгазов — это огромный удар по нему. До этого он фактически полностью утратил контроль над Иршанским горно-обогатительным комбинатом и Вольногорским горно-металлургическим комбинатом, которые давали сырье для его титанового завода в Крыму. И постепенно влияние Фирташа на украинскую экономику уменьшается. Это его последняя игра», — с оптимизмом думает Денисенко.
Тем не менее, его однопартиец Лещенко накануне упоминал, что Фирташ, практически, скупил химические заводы на Украине. Да и российские эксперты полагают, что олигарх, доход группы которого в 2014 году превысил 5 млрд долларов, все еще контролирует 75% рынка газа на Украине — лакомый куш. Поэтому списывать Фирташа с политических счетов — пока рановато. И хотя украинские олигархи почти так же «дружны», как украинские политики, если они захотят одновременно бросить по камню в Порошенко и Яценюка, таким «пирамидам» сможет позавидовать и Египет.
Марина Шостак
Источник: