Раздался с утра звонок из солидной, издаваемой в бумажном формате газеты. «Чего именно», — спросила на голубом глазу, дама-корреспондент: «вы ожидаете от столетия установления дипломатических отношений между Россией и Турцией, какого прорыва?!». И приготовилась записывать. А какого, в самом деле, тут можно прорыва ждать? И почему вообще какого-то нужно ждать? Прорвёт — увидим. Ну, объяснил.
Заодно напомнил: на дворе — месяца не прошло, было стопятидесятилетие со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Какого лично она ждала прорыва по части марксизма-ленинизма от этой исторической даты? Поскольку, как-никак, юбилей вождя мирового пролетариата, который, кстати, дипотношения с Турцией в 1920 году и устанавливал. Дама смешалась и начала говорить, что тогда, сто пятьдесят лет назад, никто ничего по этому поводу в мире не подписывал. Упорная попалась.
Тогда другой вопрос: только что исполнилось семьдесят пять лет со дня Победы. Там много что подписали. Берлин в честь этого события брать по-новой будем? Или хотя бы Варшаву? Несомненный выйдет прорыв. Многие аплодировать будут, причём не только у нас. В трубке раздался сдавленный смешок — вроде, что-то поняли, насчёт юбилейных дат и прорывов к датам.
Ну, тогда вопрос насчёт возможного приезда в Турцию Путина, которого Эрдоган в гости по этому поводу приглашал — поедет или нет? Что ответить? График у него свой, имеет право. На дворе коронавирус, падение цен на нефть, экономический кризис, надо ещё праздновать юбилей Победы, открывать собор в парке Патриот, конституцию менять, сроки правления обнулять... Поездка в Турцию на этом фоне выглядит не самым большим приоритетом. Хотя, если зачем-то решит, наверное поедет.
А отношения у нас с Турцией какие? Близкие отношения. Почти супружеские — интимные. Все последние четыреста лет. То они нас. То мы их. Шестнадцать войн было или семнадцать — историки до сих пор спорят. И не исключено, ещё будут, по Идлибу видно. Ах, Сирия! Как мы с ними там сотрудничаем? Ну, как всегда. В 2015-м самолёт сбили, лётчика застрелили — получили своё. В 2016-м посла убили. Соглашения заключают, ничего не выполняют, как перегибают палку, по ним врезают и они опять что-нибудь подписывают. Но в Астану, Сочи и Москву ездят. Куда они денутся.
Сильно обижать их начальство не хочет: газ поставляем, АЭС им строим — кто бы объяснил, зачем. Опять же, пока в Идлибе беспокойно, наши базы Асаду нужны. А как успокоится и его американцы с французами согласятся на посту президента оставить в обмен на то, что наших из Сирии попрут — неужели их оттуда не попросят? Попросят. Арабы же. Оказанная услуга ничего не стоит. И не стоила никогда.
Ну, а туризм, а С-400, а смешанные браки? Туризм у нас туда традиционный. Столько из наших краёв туристов крымские ханы за несколько столетий в Турцию переправили... Что до браков, Роксолана даже в султанши вышла. Да и С-400 не новость. Всегда друг у друга всё хорошее по военной части перенимали. Иван Васильевич стрельцов с янычар скопировал, они на тот момент были лучшими в мире. Теперь наши ПВО лучшие, турки их у нас и купили. Нормальное кино — но без экстаза.
Ждать чего-то от юбилейных дат дело бессмысленное, а в международных отношениях — вдвойне. Идёт, как идёт. Турки на нашу бывшую территорию — когда-то Оттоманской Порты сферу торговых и политических интересов, на Украину, Закавказье и в Центральную Азию, да и в тюркские регионы России влезли... Мы потихоньку их в их подбрюшье поджимаем. Начальство терпеливое, войн не начинает, торгует. Когда наглеют, наклоняет, но по-тихому, без большой пальбы. И, наверное, право. Чего ещё от тех ста лет отношений ждать? Не было бы хуже.