На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Проснулись, задумались... Теперь бы встать и за дело! Мнения экспертов

Промышленность видит цель

 Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров (справа) во время пленарного заседания верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации

Фото: РИА Новости

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров (справа) во время пленарного заседания верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации

Принятие закона «О промышленной политике» призвано активизировать импортозамещение и реанимировать фактически заглохшие инвестпроцессы в отрасли.

Таким образом может быть постепенно достигнута цель модернизации экономики

Совет Федерации одобрил закон о промышленной политике, призванный стать основой для развития отечественной промышленности, повышения ее конкурентоспособности и эффективности.

Государственная поддержка промышленности должна представлять собой комплексные меры, направленные на создание высокотехнологичных и конкурентоспособных сегментов национальной экономики, заявил зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров, представляя документ. «Принятие этого закона было вызвано необходимостью создания условий для перехода к принципиально новому этапу в российской экономике – от экспортно-сырьевого к промышленно-ориентированному типу развития», - подчеркнул он.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров также указал на принципиальную значимость закона для экономики страны. «Это один из самых конструктивных и принципиальных инструментов для стимулирования экономического роста», - заявил он и добавил, что закон требует внесения изменений в 19 нормативно-правовых актов, в том числе в налоговое законодательство.

Госопека

Согласно документу, в России будет создан Совет по промышленной политике при президенте, в состав которого войдут представители правительства, профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, Общественной палаты, эксперты и ученые. Орган будет генерировать предложения о формировании и реализации промполитики, заниматься координацией реализации мер по стимулированию промышленной деятельности федеральными органами исполнительной власти.

Одно из основных положений закона - закрепление финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности в форме предоставления бюджетных субсидий на конкурсной основе. За неэффективное использование этих бюджетных средств предусмотрены штрафные санкции. Документ устанавливает также, что при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд приоритет отдается промышленной продукции, произведенной на территории РФ. Одновременно в этой части вводятся налоговые льготы и преференции.

На заседании правительства, решением которого проект закона «О промышленной политике в Российской Федерации» был одобрен и внесен в Госдуму, премьер Дмитрий Медведевзаявлял, что цель документа – сделать продукцию нашей промышленности конкурентоспособной. «Этого невозможно достичь без модернизации предприятий, внедрения инноваций, создания высокопроизводительных рабочих мест и, конечно, без укрепления кадрового потенциала. Активная роль в этой сфере всегда отводилась мерам государственной поддержки. Ряд инструментов у нас работает, но по этому законопроекту предлагаются и другие меры поддержки, такие, например, как субсидии на создание промышленной инфраструктуры, возвратное финансирование развития отдельных отраслей промышленности. Собственно, в этом и есть некая государственная политика в этой сфере», - пояснил он.

Навстречу инвестору

В качестве особой меры стимулирования промышленности выступает специальный инвестконтракт, которому в законе посвящена отдельная глава. Он будет заключаться между государством и инвестором, принимающим на себя обязательства по созданию или освоению производства промышленной продукции на территории РФ. Сюда, в том числе, относится продукция, не имеющая российских аналогов или обладающая приоритетным значением для социально-экономического развития страны. Цель такого контракта - создать инвестору максимально благоприятные условия для реализации инвестиционного проекта, а не получить право собственности государства на созданный объект. Российская Федерация гарантирует такому инвестору стабильность ведения бизнеса и отраслевые преференции и льготы, подчеркнул Сергей Шатиров.

Кроме того, законом предусмотрено предоставление налоговых льгот при реализации инвестиционных проектов и создание государственных фондов развития промышленности, цель которых - обеспечение доступа субъектов промышленной деятельности к долгосрочному заемному финансированию.

Отдельное внимание в законе уделяется оборонно-промышленному комплексу. Потенциал оборонки должен использоваться как важный ресурс инновационного развития, для укрепления безопасности страны, для продвижения позиций России на мировом рынке высокотехнологичной продукции, уверен Дмитрий Медведев.

ОПК посвящен в законе целый раздел, замечает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. «Наконец-то, оборонка выходит из изоляции и становится частью российской промышленности, то есть предприятия ОПК теперь будут регулироваться нормальным гражданским законодательством, а не какими-то законами военного времени», - говорит он.

Закон о промышленной политике - необходимое условие для поддержки инвестиционной активности бизнеса в ситуации резкого замедления экономического роста, уверен глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин, заметив, что в документе прописаны такие важные механизмы, как создание Фонда развития промышленности и поддержка вложений в НИОКР. По го словам бизнес ждет принятия законов о промполитике, а также о государственно-частном партнерстве (ГЧП), призванном снять ограничения для частных инвестиций в инфраструктуру (одобрен Госдумой в первом чтении еще в апреле 2013 года). Закон о ГЧП необходим для привлечения инвесторов в инфраструктурные проекты и ряд социально значимых отраслей - ЖКХ, здравоохранение, образование, пояснил ТАСС председатель ТПП. ГЧП даст больше возможностей, чем правовая база в отношении концессий (регулируются законом о концессионных соглашениях), считает Катырин. «Необходимо отработать механизмы участия бизнеса в использовании социальных объектов, которые они строят, при сохранении основного вида деятельности (этих объектов)», - подчеркнул он.

По мнению главы ТПП, принятие этих двух законов наряду с налоговым мораторием, о котором 4 декабря объявил президент Владимир Путин, позволят серьезно активизировать инвесторов за рубежом и внутри страны. «Частный капитал поможет не только поддержать экономику, но и позволит решить много проблем в социальной сфере», - уверен Катырин, акцентировав внимание на том, что государство при отработке всех механизмов в первую очередь должно ориентироваться на российского инвестора, который больше заинтересован в развитии реальной экономики страны.

Конец самодеятельности

Кроме того, в документе прописывается создание государственной информационной системы промышленности, которая будет размещена на отдельном сайте в сети Интернет. В ней будет, в частности, содержаться информация о состоянии и прогнозе развития отраслей промышленности в РФ, субъектах промдеятельности и мерах ее стимулирования. «Система позволит сформировать полную информационную картину о планах и потребностях предприятий, разбивку по регионам, исключив дублирование запросов и межотраслевой дисбаланс. Это единое окно реализации промполитики», - пояснял ранее первый зампред профильного комитета Госдумы Владимир Гутенев. А Денис Мантуров приводил примеры неэффективной промышленной политики на уровне субъектов Федерации.

Так, в деревообрабатывающей отрасли в одном из регионов создается производство, для которого недостаточно лесных балансов в этом регионе, но они при этом рассчитывают получать поставки леса из соседнего региона, а в соседнем регионе недозагружено собственное производство. Явно получается создание переизбыточных мощностей, которыми потом мы, собственно, будем заниматься и пытаться сохранить оба производства, что достаточно сложно. Или в металлургии, когда каждый регион старается создать обязательно у себя крупное, или среднее, или малое металлургическое предприятие.

При этом мало кто задумывается, что у нас дефицит металлолома... А мы, к сожалению, не можем повлиять на эти процессы, поэтому государственная информационная система будет давать возможность четких ориентиров в этом направлении», - пояснял он. «Это не значит, что мы за счет этого инструмента хотим накладывать какие-то жёсткие ограничения. Мы дадим правильные ориентиры регионам, где есть, например, дефицит мощностей в импортозамещающих направлениях – по переработке каких-то химических продуктов, по производству, например, пенопропиленовой пленки. У нас огромные объемы заходят по импорту. Явно при наличии собственного газа нам имеет смысл развивать эти направления, и у нас есть для этого потенциал», - добавил глава Минпромторга.

Создание государственной информационной системы промышленности позволит увязать интересы поставщика и заказчика, что будет способствовать развитию конкуренции, замечает Антон Данилов-Данильян. «А запуск системы специнвестконтрактов и начало работы Фонда развития промышленности (а он создается не на пустом месте и сможет быстро приступить к исполнению своих функций), позволят существенно увеличить финансирование предприятий на этапах НИОКР и малых серий. Так что закон о промполитике – отличный инструмент, способный в наше непростое время активизировать импортозамещение и реанимировать фактически заглохшие инвестпроцессы», - пояснил «Эксперт Online» сопредседатель «Деловой России».

Импортозамещение - прекрасная идея и стратегия, подтверждает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

«Единственный минус того, что сейчас озвучивается на уровне правительства и министерств - поспешность, с которой могут быть осуществлены те или иные шаги в сторону поддержки отечественных производств. В идеале, перевод заказов на российского производителя требует изначальной модернизации производств (это серьезные деньги), открытых кредитных линий под адекватный процент для развития и расширения, свободного рынка сбыта. Пока более-менее понятно только с последним пунктом: сбыт будет, покупатели присутствуют. Кредиты слишком дорогие, мощности ранее последовательно сокращались и значительно отстают от иностранных аналогов. Но при достаточном интересе к программе импортозамещения, думается, все это преодолимо. Проще всего закрыть потребность в импорте в продуктовом производстве, сложнее всего - в секторе высоких технологий и точного оборудования, например, для шельфовых работ», - замечает она.

Логика нового документа о промполитике довольна проста, считает аналитик Grand Capital Юрий Прокудин. «С текущим законодательством и финансированием очень многое в рамках секторальных санкций стало просто недоступным: и товары и, что самое важное, технологии. Данный вопрос требует решения на всех уровнях: как экономическом - в вопросах финансирования, так и правовом - на законодательном уровне. Таким образом может быть постепенно достигнута цель модернизации экономики, что обусловлено и текущей ситуацией, и ее узконаправленностью», – считает он.

«Expert Online» 25 дек 2014

Картина дня

наверх