На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российско-турецкое сближение - опять за счёт Армении?..

На рубеже 2017/2018 гг. обозначилось резкое ухудшение армяно-турецких взаимоотношений: Ереван готовится аннулировать в 2018-м Цюрихские (2009 г.) соглашения об установлении дипотношений с Анкарой и открытии взаимной границы ввиду требования Турции о "деоккупации" Арменией Нагорного Карабаха и ряда примыкающих к нему районов (см. https://news.am/rus/news/427005.html ). Вдобавок, в 2018-м исполняется 15 лет со времени закрытия, по решению правительства Турции, турецко-армянской границы, что усилило транспортно-экономическую блокаду Армении. Её руководство недовольно также российско-турецким проектом зоны свободной торговли между ЕАЭС и Турцией.

В "довесок" к этим факторам, Армения с советского периода отказывается ратифицировать подписанный ею под давлением РСФСР Карсский договор с Турцией (1921 гг.), установивший новые границы этой страны с Арменией и лишивший её около трети территорий, входивших с 1879 г. в состав Эриванской и Карсской губерний Российской Империи.
14 декабря 2017 г. глава МИД Армении Эдвард Налбандян в жёсткой форме изложил в Афинах позицию Армении по вопросам отношений с Турцией: "По инициативе президента Армении стартовал процесс нормализации отношений с Турцией, который привел к подписанию в октябре 2009 года Цюрихских протоколов. Тем не менее, до сих пор данные документы в Армении не были ратифицированы, поскольку Турция выдвинула необоснованные предусловия, противоречащие духу и букве протоколов. Данные документы не могут вечно оставаться заложниками, и именно в этом причина, что президент Армении в сентябре с трибуны Генассамблеи ООН заявил, что Армения объявит эти два протокола ничтожными, поскольку нет какого-либо позитивного сдвига для их реализации, и мы встретим весну 2018 года без этих инициатив".
Позиция Еревана исходит, прежде всего, из Севрского мирного договора, 1920 г., Антанты и новообразованных государств на территории экс-Российской Империи с Османской Империей. Но он был де-факто аннулирован в середине 1921 года в связи с кардинальным изменением позиции Антанты по вопросам целостности Турции, с ликвидацией Османской Империи и согласием РСФСР на передачу Турции районов Западной Армении, включённых в состав России в 1879 г. Севрский же договор провозглашал значительное приращение территории Армении, в т.ч. за счёт ряда курдских районов Восточной Турции (см. карту).

А в карабахском конфликте Анкара всецело на стороне Азербайджана. С учетом всех этих факторов, проект Москвы и Анкары о зоне свободной торговли Турции с ЕАЭС, планируемой с середины 2018-го, не может не "раздражать" Ереван, ибо Армения остаётся в транспортно-экономической блокаде со стороны Турции. Такая ситуация, естественно, чревата ухудшением российско-армянских отношений - тем более что, в этой связи, в Армении всё чаще высказываются мнения: Россия хочет снова, как в начале 1920-х, решать свои геополитические проблемы за счёт Армении. А переговоры по ЗСТ с Турцией - "ход" Москвы, чтобы вынудить Армению смягчить свою позицию по означенным вопросам. И "ход" этот вписывается в стратегию Москвы по дальнейшему сближению с Анкарой.
Такие тренды обозначены первым замминистра иностранных дел Армении Шаваршем Кочаряном еще в конце августа 2017 г.: "Договором о Евразийском экономическом союзе не предусмотрено присоединение к таможенной территории ЕАЭС. Более того, - абсурдно то, что о присоединении к таможенной территории ЕАЭС говорит Турция, которая в одностороннем порядке закрыла армяно-турецкую границу — единственную сухопутную границу между Турцией и таможенной территорией ЕАЭС". То есть, этот российско-турецкий проект армянской стороной назван абсурдным.
Более того: ереванская "Лрагир" отмечает (21 августа 2017 г.): "В случае членства Турции в ЕАЭС, Россия перестанет быть «хозяином» этой организации. Присоединение Турции к ЕАЭС означает потерю этого проекта для России. Значит, возможности Еревана диктовать свои условия при «желании» Турции присоединиться к ЕАЭС не очень близки логике реальной политики".

00793
605473
Алексей Чичкин

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх