На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Никто не выживет: почему у боевиков в Алеппо остался последний шанс сдаться

Практика показала, что добрым словом и авиабомбой от боевиков ИГИЛ и всех, кто проливает кровь мирных граждан в Сирии получается добиться куда больше, чем переговорами. Однако на все предложения, включая предложение покинуть заблокированный с нескольких сторон Алеппо по безопасным коридорам, боевики реагируют крайне болезненно и отказываются идти на уступки. Словно выжидают, что кто-то или что-то в скором времени спасет их от неминуемой гибели.

 

Однако плохой мир, как известно, лучше хорошей войны. В этом смысле, российское предложение по организации «гуманитарной паузы» - лучший шаг в сторону решения проблемы.

 

«Это жест доброй воли в надежде на то, что пауза, которая сейчас объявлена, будет использована для того, чтобы наконец отмежевать от «Джебхат ан-Нусры» и ей подобных те вооруженные формирования, которые поддерживаются, оснащаются, вооружаются Соединенными Штатами, рядом европейских стран и странами региона», – сообщил глава российского МИД Сергей Лавров.

 

 

Помимо «гуманитарной паузы» остается в силе и другая инициатива - боевики могут покинуть зону боевых действий через специально открытые для этого коридоры. По большому счету, все, что беспокоит западные государства в Алеппо - присутствие собственных инструкторов и других «советников», прибывших оказать посильную помощь «борцам с кровавым режимом Асада».

 

Специалисты отмечают, что информационная истерика западных СМИ вокруг Алеппо призвана скрыть реальное положение дел, а раскрытие информации о присутствии зарубежных наемников и вооружения может ударить по репутации западных стран. Для того, чтобы стало окончательно понятно, кто именно противостоит правительственной армии в Алеппо, стоит изучить структуру и организацию обороны террористов.

 

По мнению экспертов, те из боевиков, кто составляет основную массу, движущую силу кровавого террора, без поддержки извне не способны на создание такой четко структурированной обороны в принципе.

 

 

«В Алеппо есть единая команда, единый советнический аппарат, инструкторы стран НАТО, которые по сути и организовывают всю деятельность - составляют схемы и руководят действиями. Ставку на Алеппо западные страны сделали не случайно - эта точка на карте - психологически важный рубеж. Без нее, конечно, - останутся Идлиб и Ракка - но сопротивление, как таковое, будет сломлено. Поэтому держаться за Алеппо боевики будут до последнего», - подчеркнул в интервью телеканалу «Звезда» директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.

 

Командиры радикальных исламистских группировок, в свою очередь, озвучили официальный отказ от сотрудничества. Представители боевиков заявили, что ни о каком выходе из Алеппо, под любыми предлогами, не может быть и речи. Командир «Ахрар аш-Шам» Аль-Фарук Абу Бакр, помимо прочего, озвучил давнюю позицию боевиков (и Запада), в очередной раз возложив вину за происходящее на Башара Асада. Концепция запада (и боевиков) не изменилась. Требования остались прежними.

 

 

Сложность военная и политическая

 

Главная сложность в случае с Алеппо состоит в том, что в отличии от многокилометровых открытых участков, на которых и сирийской армии, и российской авиации существенно проще действовать, плотная городская застройка значительно осложняет любую войсковую операцию. При штурме заранее подготовленных боевиками позиций в домах правительственная армия, и без того измотанная годами вооруженного противостояния, будет нести огромные потери.

 

Главное средство поддержки пехоты на поле боя - танки. Но в условиях, когда на крыше или в соседнем здании могут быть размещены средства для борьбы с бронетехникой, пользы от десятков единиц техники будет не много. К тому же, почти наверняка у окопавшихся в Алеппо боевиков остались десятки противотанковых комплексов (и сотни выстрелов к ним), щедро отгруженных из-за рубежа. Все, что может помочь в этом случае сирийской армии - легкое стрелковое вооружение, пулеметы и необыкновенное везение, ведь сражаться придется за каждый дом, каждый переулок.

 

 

«Давить боевиков в ходе наступления можно, но нужно понимать, что Алеппо - огромная территория. И если есть хоть малейший шанс очистить ее без войсковой операции, то им, конечно, нужно воспользоваться», - указывает военный эксперт Центра Анализа Стратегий и Технологий Максим Шеповаленко.

 

 

 
 
Реклама 27

Очевидно, что наиболее благосклонна судьба была только к тем боевикам, кто успел покинуть Алеппо до того, как кольцо правительственных войск вокруг города замкнулось. Выход боевиков по разным направлениям позволил (пусть и несущественно) снизить их численность и активность. Характер организации обороны Алеппо и размещение личного состава говорят о том, что предположения экспертов о неконтролируемых группировках, мягко говоря, ошибочны. К тому же, не перестает удивлять и осведомленность запертых в Алеппо боевиков.

 

Если судить по активности на тех направлениях, где действует правительственная армия, то кто-то «сверху» подсказывает загнанным в котел боевикам, на какие участки обращать внимание. Не трудно сложить в уме два плюс два, и догадаться, что осуществлять такого вида разведку сами боевики не в состоянии.

 

Этот факт еще раз наталкивает на мысль о том, что кто-то «сверху» упорно помогает боевикам осложнять работу правительственной армии. Несмотря на то, что осуществить молниеносный штурм Алеппо сложно реализовать, текущие успехи сирийской армии по «квартальной» зачистке города дают основание полагать, что именно такой способ в итоге и принесет результат, если боевики не покинут Алеппо добровольно.

 

 

Сделка с дьяволом

 

Присутствие ИГИЛ сразу в нескольких регионах Ближнего Востока по началу даже не рассматривали всерьез. Образование новых террористических групп в послевоенном Ираке, который американские войска оставили лежать в руинах, было делом времени. Справляться с этими угрозами должна была иракская армия и другие силовые структуры, реорганизованные и оснащенные на западный манер. Однако боевые действия против ИГИЛ показали, что всерьез сопротивляться и достигать серьезных успехов в одиночку у ВС Ирака получается, мягко говоря, не очень хорошо.

 

 

Помимо прочего, Вооруженные силы Ирака, по сути, выступили прямым поставщиком военной техники, оружия, снаряжения и боеприпасов для ИГИЛ. И это не считая «ошибочных» сбросов оружия и боеприпасов американской авиацией. В этом контексте спецоперация по освобождению иракского города Мосул силами правительственной армии вызывает столько вопросов, что в ее успех почти никто не верит. Не лишним будет вспомнить и то, как именно исламские радикалы заняли город. Именно заняли, а не отвоевали. Иракские военные, чей гарнизон был расположен в Мосуле, просто бросили все оружие, технику и снаряжение и сбежали.

 

План по захвату цитадели ИГИЛ в Ираке прост - сомкнуть кольцо и постепенно продвигаться вглубь контролируемой боевиками территории. Данные о количестве задействованных в операции войск свидетельствуют о том, что взять Мосул любой ценой - и есть главная задача. Гипотезы о том, что боевики могут не выдержать штурма и сбежать из Мосула, побросав оружие и технику тоже не стоит воспринимать как хорошую новость.

 

Все дело заключается в том, что от Мосула до ближайшего населенного пункта на границе с Сирией - чуть более двухсот километров. Обстановка вокруг подготовки штурма Мосула позволяет сделать вывод, что возможно несколько сценариев развития ситуации. Основных гипотез три. Согласно первой, кольцо вокруг Мосула будет сжиматься, а попытки прорыва боевиков пресекаться - в пользу этой версии говорит численный перевес правительственной армии : сто с небольшим тысяч иракских военных (включая, по некоторым данным, до пяти батальонов американского спецназа) и других формирований против десяти тысяч боевиков.

 

 

Второй вариант предполагает, что иракская армия при поддержке американских инструкторов и (возможно) военных будет пытаться дезорганизовать оборону, одновременно с этим проводя решительный и быстрый штурм. Третий вариант самый простой и невероятный одновременно - выпустить боевиков ИГИЛ в соседнюю Сирию, до которой всего-то пару часов езды.

 

Эксперты не исключают, что ради свержения Асада и затягивания войны в Сирии американское правительство может пойти на «сделку с дьяволом». Для этого, как полагают аналитики, может быть привлечена «третья сторона» - одно из ближневосточных государств. Если эта затея увенчается успехом, американцы убьют двух зайцев одним выстрелом. Как идейные вдохновители  и спонсоры штурма отпразднуют победу, и кинут еще одну охапку дров в костер сирийской войны, отправив боевиков из Мосула воевать в соседнее государство. Все предпосылки к этому имеются.

 

Достаточно и того, что кольцо вокруг Мосула правительственная армия до сих пор не замкнула, а лидер ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади покинул свое убежище за несколько минут до авиаудара западной коалиции. По большому счету, в планы запада не входит уничтожение ИГИЛ в Ираке. Скорее, наоборот.

 

 

Перенаправить поток террористов в соседнюю Сирию, и тем самым не поступиться собственными планами на Ближнем Востоке. Однако до запертых в Алеппо боевиков подкрепление из Ирака, скорее всего, не дойдет. Правда, хорошего в этом мало по одной простой причине - эти силы могут быть переброшены на другие направления - Пальмиру и Дейр-эз-Зор.

 

Что касается «умеренных» боевиков, то начиная с 20 октября у них будет время, чтобы подумать и воспользоваться щедрым предложением России и убраться из Алеппо навсегда. Другого столь же щедрого предложения они могут уже не получить.

 

Автор: Дмитрий Юров

 

Фото: Basem Ayoubi/ZUMAPRESS.com/Osama Jumaa/Louai Barakat/ Imageslive/Liu Wanli/Xinhua/Berci Feher/ Medyan Dairieh/ZUMAPRESS.com/Globallookpress
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх