На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Москва задействует «газовую дипломатию» на Корейском полуострове

Проект транскорейского газопровода снова актуализирован

20.06.2018 15:34Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Москва задействует «газовую дипломатию» на Корейском полуострове

Политическое потепление на Корейском полуострове после состоявшейся в конце апреля встречи лидеров КНДР и Южной Кореи позволяет рассчитывать на общие изменения экономического ландшафта этого региона – теперь вновь между соседями становятся актуальными совместные инфраструктурные проекты, особенно в энергетической сфере. Речь в частности, о перспективе реализации Транскорейского газопровода, с его начальной точкой на территории России.

15 июня официально прозвучало, что «Газпром» и Южная Корея возобновили переговоры по поставкам газа на полуостров по трубопроводу через территорию Северной Кореи. Об этом заявил заместитель председателя правления «Газпрома» Виктор Маркелов на пресс-конференции ««Газпром» на Востоке России, выход на рынки стран АТР».

«Мы этот вопрос начали обсуждать с корейской стороной еще в 2011 году, были выбраны маршруты, проведены переговоры и с Северной Кореей, и с Южной Кореей. Потом отношения между Северной и Южной Кореей ухудшились и переговоры были приостановлены. Но сегодня политическая ситуация на Корейском полуострове несколько иная. Южнокорейская сторона уже обращалась в «Газпром» по поводу возобновления переговоров. Была проведена серия встреч. Пока мы большего сказать не можем», - сказал Виктор Маркелов.

Проработка проекта Транскорейского газопровода началась 23 июня 2009 года, когда «Газпром» и южнокорейская компания Kogas подписали соглашение о совместном исследовании проекта поставок газа. Во исполнение соглашения в 2010 году был подготовлен итоговый отчет по изучению вариантов организации поставок газа от конечной точки газотранспортной системы «Сахалин - Хабаровск – Владивосток» в Южную Корею.

Позднее, 15 сентября 2011 года был подписан меморандум о взаимопонимании между «Газпромом» и Министерством нефтяной промышленности КНДР, в соответствии с которым стороны договорились сотрудничать для осуществления проекта поставок природного газа из России на Корейский полуостров по трубопроводу. В целях получения поддержки со стороны КНДР «Газпром» и Kogas подписали «дорожную карту» по осуществлению поставок природного газа из России в Южную Корею.

В ноябре 2013 года Владимир Путин заявлял о готовности России построить газопровод в Южную Корею по дну моря или по суше через территорию КНДР. По его мнению, предпочтителен сухопутный вариант, если бы не политические проблемы. «Возможно строительство трубопроводных систем и поставки так называемого трубного газа. Это, как мы понимаем, может быть реализовано двумя способами: либо строительством трубопроводной системы по дну океана, либо по территории Корейской Народно-Демократической Республики, затем с выходом в Южную Корею. Конечно, по территории дешевле и надежнее, если вынести за скобки проблемы политического характера. Если бы это удалось сделать, то, наверное, это было бы идеальным вариантом» - замечал тогда Владимир Путин. Он также добавил, что РФ не будет вмешиваться в отношения «между севером и югом Кореи и если две Кореи смогут договориться, то этот вариант был бы достаточно быстро реализован.

Планировалось, что российский газ в Южную Корею начнет поступать уже в 2017 году. Общая протяженность газопровода может составить 1,1 тыс км, если будет выбран самый короткий маршрут. Из них 700 км будут проходить через Северную Корею. Kogas оценивал стоимость строительства участка через КНДР в $2,5 млрд. Объем предполагаемых поставок газа из России в Южную Корею может составить до 12 млрд кубометров в год.

В январе 2018 года «Газпром» информировал о встрече главы «Газпрома» Алексея Миллера и главного исполнительного директора Kogas Чон Сын Иля. Стороны обсудили поставки сжиженного природного газа (СПГ) и развитие сотрудничества.

Сегодня Транскорейский газопровод весьма интересен КНДР и Корее. Пхеньян в случае реализации проекта строительства газомагистрали сможет получать прибыль за счет транзитного тарифа, а также и российский газ для покрытия собственного спроса. Сеулу важна диверсификация поставок (сетевой газ «разбавит» СПГ-портфель страны) и комфортная цена на «голубое топливо» (СПГ традиционно стоит дороже трубного газа). Хотя диверсификация по типу поставок сырья здесь вторична, если брать во внимание потенциал транзитных рисков. Ведь гарантий бессрочности политического потепления на полуострове нет никаких.

Это надо учитывать и России. Причем для Москвы трубопроводные поставки газа в целом уже не столь актуальны, как почти 10 лет назад, когда начинался диалог по проекту газопровода на полуострове. Российские игроки за этот время весьма серьезно продвинулись в развитии СПГ-проектов на Дальнем Востоке и Ямале, и теперь стратегически все чаще ставят именно на этот сегмент при поставках сырья в страны АТР. Выходит, с появлением новой трубопроводной мощности придется по сути корректировать всю национальную СПГ-стратегию. Нет понимания, и в каких пропорциях будет финансироваться новая газотранспортная система между участниками проекта.

Хотя, возможно, с точки зрения геополитических интересов, России важно не утратить свою посредническую миссию на Корейском полуострове. Ведь по сути чем сильнее сближение Пхеньяна и Сеула, тем слабее дипломатический статус России в регионе как примирителя. В этом случае сценарий реализации проекта для Москвы становится уместным: задача по обеспечению бесперебойного функционирования Транскорейского газопровода может стать здесь новым фронтом работы для российской дипломатии.

http://www.inforos.ru/ru/?module=news&action=view&id...

Картина дня

наверх