На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Перетягивание Эрдогана

Турции все труднее выбирать между С-400 и F-35
Ивашов Леонид

Как и было объявлено в ходе конституционного референдума, прошедшего в апреле прошлого года, поправки в Основной закон страны вступают после выборов президента в 2018-м. И теперь, когда на них победил Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турецкой Республики получил широчайшие полномочия.

Главное – страна перестала быть парламентской республикой, став президентской, должность премьер-министра упраздняется, его полномочия переходят к президенту. Он, кроме того, получил гораздо большее влияние на парламент. Сейчас Эрдоган в отношениях с Россией проводит политику сотрудничества во многих областях – по политическим вопросам, в безопасности, международных отношениях, военном сотрудничестве, но главное – экономическое взаимодействие, тот же «Турецкий поток» и строительство АЭС. И главная опасность для российско-турецких отношений была в том, что победителем прошедших выборов мог стать проамерикански и пронатовски ориентированный кандидат. Так что для нас победа Эрдогана означает продолжение нынешнего курса на расширение сотрудничества.

Турки понимают, что перспективы их отношений с Соединенными Штатами во многом зависят от того, о чем договорятся Москва и Вашингтон

Не будем забывать, что именно благодаря политике России сложился геополитический треугольник Москва – Тегеран – Анкара, который способен стабилизировать и Ближний Восток, и в целом исламский мир, примирить шиитов с суннитами, и если и не решить все их противоречия, то как минимум вынести их за геополитические скобки. И сейчас Эрдоган действует, скажем так, не вполне проамерикански, где-то прислушиваясь к Трампу и идя ему на уступки, но в целом пытаясь проводить политику, равноудаленную от России и США. Сколь долго он сможет так балансировать, пока сложно сказать.

Результатами выборов недовольна весьма значительная часть турецкого общества, и думаю, что мы услышим обвинения в том, что результаты сфальсифицированы, что скорее всего повысит внутреннюю напряженность в Турции и приведет к каким-то протестным акциям. Но теперь все силы правопорядка находятся под непосредственным руководством президента, и при необходимости он не будет церемониться.

Главные разногласия России и Турции – по Сирии, где Эрдоган, несмотря на определенные компромиссы с нами, проводит политику, отвечающую американским интересам: страна не может оставаться целостным государством, Башар Асад должен уйти. И нашим политикам придется прилагать большие усилия, чтобы хоть как-то привести линию Турции в соответствие и с нашими, и с сирийскими интересами. Америка тоже гнет свою линию – вначале грозились отменить поставки истребителя F-35, но на прошлой неделе два новейших самолета официально переданы Турции. Одновременно закупая и наши комплексы С-400, и американские истребители, Эрдоган как раз демонстрирует балансирование между двумя центрами силы.

Он прекрасно понимает, что Трамп оказался не таким простачком, каким его многие представляли. Президент США проводит мощную наступательную политику и в отношении Европы, и в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Китай, и конечно же, в отношении России. То, что сейчас он вроде как выразил желание лично встретиться с Владимиром Путиным, вовсе не говорит о готовности пойти на существенные уступки. Он сейчас перестраивает мир под американские интересы, и возникает вопрос: выдержит ли турецкий хребет, если США сочтут необходимым его ломать? Турки понимают, что перспективы их отношений с Соединенными Штатами во многом зависят от того, о чем договорятся Москва и Вашингтон. Основными вопросами переговоров, если они состоятся, станут Сирия и Украина. У Анкары есть собственное мнение и свои интересы. И ей в конечном итоге придется выбирать между Россией и США. Трампу выгодно оторвать Москву от Пекина, а также посредством определенных договоренностей с ней надавить на Европу – и тут у Эрдогана появляется некая возможность для маневра. Так что победа на выборах – это скорее всего начало многих заметных событий как во внешней политике Турецкой Республики, так и во внутренней ситуации в стране.

Леонид Ивашов,
генерал-полковник, президент Института геополитических проблем

Картина дня

наверх