«Большая Тройка» никого не разочаровала
Еще одним итогом саммита стало предложение Пекина к России и Индии поучаствовать в реализации китайского проекта «Большого Шелкового Пути» - сухопутного транспортного коридора, который позволит Китаю отправлять товары в Европу не через море, а по суше. Как известно, проект был запущен для того, чтобы а) помешать США и их союзникам блокировать китайскую торговлю через контроль Восточно-китайского и Южно-Китайского моря и б) усилить влияние Пекина на страны Центральной Азии. А раз сейчас министр иностранных дел Китая Ван И говорит, что Великий Шелковый Путь станет не сольным проектом Китая, а «общим симфоническим концертом всех наших партнеров», то не исключено, что интересы Москвы в этом проекте будут как минимум учтены. По крайней мере, очень хочется на это надеяться.
Также стороны обсудили и украинский вопрос - не секрет, что Россия пыталась добиться поддержки Индией и Китаем своей позиции. В целом, ей это удалось. И дело даже не в том, что министры выступили «против насильственной смены режима извне в той или иной стране, а также против введения односторонних санкций исключительно на основе национального законодательства». Куда важнее то, что они в итоговом заявлении «выразили глубокую обеспокоенность в связи с нынешним кризисом на Украине и призвали все стороны внутриукраинского конфликта проявлять сдержанность и полностью выполнять Минский протокол, приступить к полноценному диалогу и добиваться мирного разрешения кризиса через политические переговоры». Ключевые слова тут - «внутриукраинский» и «политические переговоры». Для России крайне важно, чтобы ее партнеры признавали украинскую войну как гражданскую, а не освободительную с участием внешней страны-агрессора (каковой представляют Россию), и указали на необходимость политических переговоров между участниками гражданской войны (то есть на официальное признание ополченцев стороной конфликта с их последующей легитимацией). «Нужен прямой диалог, мы будем этим активно заниматься, и в качестве стороны, которая содействует работе контактной группы, и в качестве просто соседа Украины — мы очень многое делаем для того, чтобы поддержать ее экономику», - подчеркнул после заседания РИК Сергей Лавров. А в том, что даже они рассматривают мертвый Минский протокол как ключевую основу мирного процесса, нет ничего страшного - хотя бы потому, что на сегодняшний день никакой альтернативы этому протоколу нет.
Впрочем, позиция того же Китая по украинскому вопросу связана не столько с желанием оказать моральную поддержку дружественной России, сколько с желанием продлить этот конфликт максимально долгое время. Чем больше США занимаются проблемой безопасности Европы, тем меньше они внимания уделяют стратегии сдерживания экспансии Китая в Азии. Чем чаще Соединенные Штаты и ЕС угрожают Москве экономическими санкциями, тем проще Китаю убедить страны третьего мира поучаствовать в его собственных институтах развития, где Пекин не будет злоупотреблять своим положением хозяина этих институтов для оказания политического давления.
Однако несмотря на важность и резонанс сделанных заявлений, говорить о создании «Большой Тройки» пока не приходится. Во-первых потому, что на эту роль не претендуют как минимум два из трех участников этого формата. Китай считает, что ему пока рано позиционировать себя альтернативным Вашингтону центром силы, Индия вообще не собирается этого делать. Во-вторых, созданию «Большой тройки» мешают военно-политические разногласия, существующие уже непосредственно между Дели и Пекином - вопрос с Пакистаном, территориальные споры, конфликт интересов в Юго-Восточной Азии. Да, сейчас эти разногласия несколько отошли в тень - глава КНР Си Цзиньпин и индийский премьер Нарендра Моди решили сосредоточиться на экономических вопросах во взаимоотношении двух стран. Но сам факт наличия этих трудноразрешимых споров делает практически невозможным китайско-индийский союз в рамках мировой политики.