На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Россия должна перестать быть придатком Запада: Прорывной план выхода из кризиса Глазьева-Малофеева

Россия должна перестать быть придатком Запада: Прорывной план выхода из кризиса Глазьева-Малофеева

Комплексную программу системного решения стоящих перед страной задач разработали учёный Сергей Глазьев и предприниматель Константин Малофеев. Что она включает в себя и какова вероятность того, что правительство рассмотрит её и возьмёт предложенное на вооружение?

Неделю назад правительство представило антикризисный план. Долгожданный документ не вызвал ничего, кроме разочарования.

План оказался, по сути, компиляцией ведомственных решений, кочующих из документа в документ. Но от переписывания предлагаемые меры не становятся эффективней. Невозможно бороться с кризисом докризисными инструментами. Это как лечить человека от того, чем он не болеет.

Наша экономика больна не коронавирусом. Пандемия лишь обнажила структурные проблемы, возникшие задолго до неё. Россия оказалась заложницей глобальной модели, основанной на гегемонии американского доллара как всемирной валюты. Она как чёрная дыра. Её проблемы – это наши проблемы. Но её приобретения – это наши потери. Вслед за обвалом американского фондового рынка сдувается капитализация российских активов. Обесценивание рубля и череда банкротств создают условия для поглощения отечественной экономики иностранным капиталом.

И ни одна из косметических мер, предложенных правительством, не способна этого изменить. Дело в подходах. Нельзя выиграть, играя по чужим правилам. Все карты краплёные.

Нам нужна совсем другая экономика. Своя. Правильная. Честная. Работающая в интересах национального большинства. Основанная на наших духовных ценностях и традициях.

Необходимо восстановить суверенитет российской денежной системы и принять реальные протекционистские меры, насытить экономику собственными деньгами и запустить её опережающее развитие. Для этого не нужны радикальные изменения в законодательстве или системе управления. Для этого нужно лишь радикальное изменение взглядов. 

На сегодняшний день информационная "площадка" в экономической сфере полностью монополизирована глобалистами. Нам пытаются внушить, что никакие другие взгляды невозможны, а обсуждение экономики с других позиций несерьёзно.

Учредитель канала Царьград Константин Малофеев с академиком РАН Сергеем Глазьевым предложили альтернативный подход к восстановлению экономики. Это план по переходу от устаревшей системы регулирования к системе государственного стратегического планирования и рыночного стимулирования предпринимательской активности. Реализация предлагаемой стратегии позволит обеспечить ежегодный темп прироста ВВП не менее 8%, 15%-ный прирост инвестиций и ликвидацию бедности в течение трёх лет.

Кризис – это возможность. Если мы прекратим мыслить себя жалкой колонией Уолл-стрит, мы выздоровеем. Самая большая и богатая ресурсами страна в мире имеет все возможности выйти из кризиса победителем. Надо только вспомнить о том, что главное в экономике – люди. Правительство работает для того, чтобы люди стали жить лучше. А не для поддержания американоцентричной долларовой гегемонии. Как говорил кот Матроскин почтальону Печкину: "Средства у нас есть, у нас ума нету".

Кому война, а кому…

Как сказано выше, альтернативой государственной программе предлагается совместная работа доктора экономических наук, экс-советника президента РФ, действующего члена коллегии (министра) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергея Глазьева и известного российского предпринимателя и общественного деятеля Константина Малофеева – программа под названием "СТРАТЕГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ РОССИИ 2020. «КРИЗИС КАК ВОЗМОЖНОСТЬ»".

Подобно докторам, авторы, прежде чем выписать таблетки, сначала изучают болезнь и ставят диагноз. По их мнению, нынешняя ситуация в экономке России (и не только в ней, а по всему миру) является следствием

структурного кризиса мировой экономики, в котором пандемия Covid-19 играет роль дымовой завесы. Происходит разрушение старой однополярной, основанной на гегемонии США и американского доллара как всемирной валюты, глобальной экономики и становление нового мирохозяйственного уклада, ядро которого формируется в Китае на основе конвергентной планово-рыночной экономики. При этом, когда по всему миру идёт обвал экономики, рост безработицы, рост числа неплатежеспособных заёмщиков, за два месяца пандемии состояние 25 богатейших участников списка Forbes выросло на 255 миллиардов долларов.

Главными инструментами новой неоколониальной политики, проводимой администрацией США и их союзниками из числа ведущих стран Запада, остаются МВФ и Всемирный банк (ВБ). Заявляя на словах о свободе перемещения капитала и необходимости "свободного допуска международных финансовых спекулянтов к манипулированию национальными валютами и фондовыми рынками" во имя якобы благих целей, в реальности их политика приводит к прекращению инвестиций, технологическому отставанию и снижению конкурентоспособности экономики, что с лагом около пяти лет неизбежно приводит к девальвации национальной валюты и следующей инфляционной волне, что мы и наблюдаем в настоящее время у нас.

Ущерб России от проведения этой политики, с 2014 года, оценивается в 27 триллионов рублей недопроизведённого ВВП и 15 триллионов рублей несделанных инвестиций, её следствием является снижение реальных доходов населения на протяжении шести лет подряд.

Согласитесь, совпадение тютелька в тютельку. То есть это не совпадение даже. Именно в 2014-м началась вся эта вакханалия с санкциями и пошла активная фаза той самой "гибридной войны". Пошла с Запада, но в развязывании её Запад снова обвиняет Россию. А под этот шум готовятся захваты ключевых национальных компаний и стратегических отраслей по всему миру, в том числе в России. И самое интересное, что российские денежные власти, следуя на поводу у вашингтонских финансовых организаций, сами направляют российскую экономику в воронку мирового кризиса.

МалофеевЗаместитель главы Всемирного Русского Народного Собора, предприниматель Константин Малофеев. Фото: Телеканал Царьград

Какие власти? Авторы прямо указывают на попустительство международным спекулянтам со стороны Центрального банка РФ.

Чтобы финансы не пели романсы

И что же в этой ситуации делать? Как пишут авторы, "необходимы решительные меры".

Если бы эту программу писали чиновники, то на этом они бы, наверное, остановились. Какие меры – не их дело. Начальство само решит, какие необходимы. Но в этой работе мы имеем дело с союзом науки и бизнеса, теории и практики – доктора экономических наук, получившего Золотую медаль Кондратьева за цикл исследований длинных волн в экономическом развитии (периодов спада и подъёма в мировой экономике), и человека, заработавшего большие деньги не на залоговой приватизации благодаря знакомствам с министрами и тратящего их в том числе и на общественные нужды. И их такая формулировка "необходимы решительные меры" явно не устраивает. А потому они предлагают действительно кардинальные шаги. И скажем честно, такие, на которые наши власти вряд ли осмелятся. Даже на малую их часть.

Первое и, наверное, самое главное, что предлагают авторы, – остановить вывоз капитала из страны. Для этого они считают необходимым ввести запрет кредитования Банком России валютных спекуляций, декриминализировать другие сферы финансового регулирования, в том числе пресекать манипулирование рынком валютными спекулянтами и прекратить банковское рейдерство.

Дальше – ещё интересней. Заёмщикам, взявшим кредиты в странах, установивших и вводящих финансовые санкции против России, предлагается разрешить применять форс-мажор к таким заимствованиям. А если эти государства будут расширять действующие и вводить новые санкции, то вводить мораторий на погашение и обслуживание этих кредитов и инвестиций. А дочерним компаниям американских и европейских банков, действующим в России, на время санкций запретить привлекать новые средства российских граждан и юридических лиц. Заманчивое, конечно, предложение из серии "пусть тамошний бизнес сам разбирается со своими властями". Но как быть тогда с тем положением, что это наша сторона просит денег у Запада, берёт там кредиты и получает оттуда инвестиции? И собственность российских компаний на Западе тоже имеется (периодически мы слышим сообщения о попытках её ареста под тем или иным предлогом), так что тут ситуация, мягко говоря, обоюдоострая. Но дело в том, что мы этого "оружия" ещё ни разу не применяли, а против нас его используют постоянно.

Ещё один пункт программы – котировки обменного курса привязать к рублю, а не к доллару и евро, как сейчас. При этом заранее объявлять границы колебания рубля, которые будут поддерживаться достаточно длительное время. Авторы особо подчёркивают, что это стабилизирует курс рубля в среднесрочной перспективе, а мы ещё и добавим, что больно ударит по тем же валютным спекулянтам, делающим деньги из воздуха и обескровливающим экономику. Кстати, никакие ограничения на валютообменные операции для физлиц вводиться не должны, поскольку, по мнению и Малофеева, и Глазьева (а так оно и обстоит на самом деле), "реальные риски для курса рубля исходят не от наличного рынка, а от ничем не ограниченных спекуляций ЦБ и госбанков".

Ясное дело, что Центробанку России, ведущим кредитным организациям нашей страны, а не только "дочкам" иностранных банков этот раздел программы явно не понравится. Это же явное покушение на их интересы и на их "право" и возможность наживаться, способствуя превращению экономики страны (и такое, судя по всему, происходит не только в нашем государстве) в целом в развалины, получая от этого прибыли и рапортуя о своих, исключительно собственных успехах. Впрочем, экономика – это не только финансовый мир и кредитные организации с прочими структурами. Тем более что есть сфера, где наши банки тоже нуждаются в помощи со стороны государства, поскольку в мире больших мировых финансов они против западных коллег – всё равно что котята против тигров.

Зёрна от плевел

Протекционизм со стороны государства, то бишь поддержка отечественных предприятий, – это то, что практикует Запад, например, дотируя своих фермеров, чтобы их продукция становилась конкурентоспособной, и в чём нашу страну тот же Запад пытается всячески ограничить, указывая на необходимость всё той же "свободы рыночной экономики". Глазьев – давний поборник такой защиты отечественного производителя, и вряд ли кто удивится, что и в этой программе такому разделу нашлось место.

А собственно, почему бы и нет? И разве есть что плохое в предложении разрешить доступ к отечественным недрам, госзаказам, госсубсидиям, жилищному и инфраструктурному строительству, госкредитам, к операциям со сбережениями населения только российским компаниям-резидентам, принадлежащим гражданам – резидентам РФ, и российским гражданам – резидентам нашей страны. С учётом запрета и ограничительных мер на вывоз капитала эта мера оставит деньги в нашей стране, где они и будут использованы далее.

Следующим пунктом предлагается разработать программу импортозамещения в объёме не менее 3 триллионов рублей. Здесь, пожалуй, политика государства и предложения Глазьева и Малофеева совпадают. Импортозамещение идёт полным ходом, в пищепроме и аграрном секторе оно, наверное, наиболее успешно реализуется. Такими темпами, продолжая развивать эти секторы экономики, мы вскоре можем и "отомстить" американцам за их перекачанные антибиотиками и стероидами "ножки Буша" гораздо более здоровой и качественной какой-нибудь "Петелинкой" или другой аналогичной российской продукцией.

Вторым важным стратегическим сектором, где импортозамещению придаётся большое значение, является российский ВПК, и там имеются определённые трудности. Но авторы программы подошли к этому процессу более объёмно.

ГлазьевАкадемик Сергей Глазьев, последовательный критик финансовой модели правительства Российской Федерации. Фото: Телеканал Царьград

Они предлагают запретить импорт и лизинг всей иностранной техники и оборудования, аналоги которым производятся в стране. Естественно, не всей, а осуществляемой за средства госбюджета и госкомпаний. Лизинг за счёт средств коммерческих компаний никто ограничивать никакими мерами не собирается, так что поборники рынка могут не возмущаться. А господа чиновники, если бы этот шаг был реализован, стали бы жить гораздо менее сладко, поскольку об откатах на тендерах, где закупается по завышенным ценам зарубежное оборудование, и прочих шахер-махерах уже легенды ходят. К сожалению, имеющие прочную реальную основу. А чтобы машина импортозамещения не забуксовала из-за недостатка средств, Банку России будет предложено, по идее авторов программы, создать специальный инструмент рефинансирования коммерческих банков.

Весьма интересным является предложение отказаться от использования рейтингов, составляемых иностранными рейтинговыми агентствами, которые злоупотребляют своими возможностями, ставя в один ряд российского промышленного гиганта и какой-нибудь чуть ли не стартап в США. Мало того, авторы программы считают, что передавать любую внутреннюю информацию иностранным рейтинговым агентствам надо поставить под запрет, а использовать только оценки российских рейтинговых агентств.

Предлагается также восстановить экспортные пошлины по примеру НДПИ на все сырьевые товары и обязательную продажу валютной выручки экспортёров на внутреннем рынке. Такое положение уже существовало в постсоветской истории России, но кому тогда был нужен, как его презрительно называли, "деревянный". Совсем другое дело, если рубль станет качественно иной валютой. Что, кстати, авторами также предусмотрено. На новое качество российского рубля должен сыграть ряд шагов, уже озвученных выше, но в программе есть раздел, специально посвящённый этой проблеме.

Денег много не бывает

– Стимулировать переключение взаимной торговли в ЕАЭС и СНГ на рубли, с ЕС – на рубли и евро, с Китаем – на рубли и юани, – говорится в программе. – Обязать это сделать контролируемые государством предприятия. Предоставлять меры господдержки экспорта только при условии заключения контрактов в рублях. Частично это уже реализуется, во всяком случае декларируется государством. Но пока замах больше на порядки, чем сам удар.

Если переход в торговле с зарубежными странами на национальные валюты – это вопрос контрактов, то другое предложение – о создании государствами ЕАЭС собственной платёжно-расчётной системы – потребует для реализации не один год. Да и отважатся на него далеко не все, потому что такой шаг является прямым вызовом мировому доминированию американского доллара. Точно так же, как и перевод отечественного фондового рынка на рубли и проведение эмиссий акций и конвертируемых облигаций российских компаний тоже только исключительно в рублях, как предлагают Малофеев и Глазьев.

И конечно, не обошли авторы такой больной вопрос, как наличие денег для экономики. Без которых она задыхается, и ни о каком развитии и речи не может идти. Что же предлагают авторы здесь? Раздел называется так, что любому бизнесу тут же захочется заключить их в объятия: "Сделать кредит дешёвым для экономики".

В рамках данной главы Центробанк предлагается законодательно обязать отвечать за экономический рост. Что, конечно, вряд ли ему понравится. Денежно-кредитная политика, которую он осуществляет, должна быть включена в систему стратегического планирования и подчиняться цели "опережающего развития экономики при обеспечении макроэкономической стабильности".

Далее лучше процитировать пункты с конкретными цифрами целиком, чтобы можно было оценить предложения авторов программы и их смелость.

– Переход к многоканальной системе рефинансирования банковской системы. Такая система должна включать специальные инструменты рефинансирования для целевого кредитования производственных предприятий под 1-3% в рамках государственно-частного партнёрства. По предварительным оценкам, такое целевое льготное кредитование на расширение и модернизацию предприятий, сбыт продукции которых гарантирован экспортными контрактами, госзаказами, договорами с внутренними потребителями и торговыми сетями, необходимо в размере до 8 триллионов рублей.

– Увеличение в три раза объёма льготных кредитных линий на поддержку малого бизнеса, жилищного строительства, сельского хозяйства, рефинансируемых ЦБ через специализированные институты развития федерального и регионального уровня под 2% годовых, включая ипотеку.

– Многократное повышение объёмов кредитования институтов лизинга отечественной техники путём целевого рефинансирования ЦБ под 0,5% годовых с маржой этих институтов не более 1%.

В другой части стратегии утверждается необходимость "развернуть механизмы целевого долгосрочного кредитования производственных предприятий посредством специальных инструментов рефинансирования Банка России. Эти кредиты должны предоставляться конечным заёмщикам по ставке: не более 3% на пополнение оборотного капитала под государственные, экспортные и рыночные контракты; не более 2% – на финансирование инвестиций под специнвестконтракты".

Оценили? Это же просто как лечь спать в одной стране, а проснуться в другой! А теперь подумайте, как это воспримут банки и те, кому предлагается ограничить маржу 1%, кто привык оперировать двузначными в реальности показателями процентной доходности? И их не волнует прирост собственных доходов в абсолютных цифрах из-за выросших объёмов. Они видят, что было 15%, а станет 1-2%. Им проще и привлекательнее, работая по минимуму и не очень напрягаясь, снять с одного клиента миллион, чем с двадцати – по 70 тысяч.

Впереди планеты всей

Всё предложенное должно обеспечить опережающее развитие нашей страны в короткие сроки. Авторы ставят такие же сроки, что и правительство в своём плане. Датируя рубеж концом 2021 года. Однако давайте сравним, каких целевых показателей планируют достичь авторы этих двух планов к указанному времени.

Правительство:

Рост реальной заработной платы на уровне не менее 2,5% в годовом исчислении; уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума ниже уровня 2019 г.; рост инвестиций в основной капитал на уровне не менее 4,5% в годовом исчислении; рост несырьевого неэнергетического экспорта на уровне не менее 5% в годовом исчислении; рост индекса промышленного производства обрабатывающей промышленности на уровне не менее 3% в годовом исчислении; рост розничного товарооборота на уровне не менее 4% в годовом исчислении; рост объёма платных услуг населению на уровне не менее 3% в годовом исчислении.

Глазьев и Малофеев:

Сохранившийся в России научно-производственный потенциал позволяет выпускать вдвое больше продукции, чем в настоящее время. До конца 2021 года мы должны не просто преодолеть вызванное самоизоляцией населения падение производства и доходов граждан, а выйти на траекторию опережающего развития экономики с ростом реальных доходов и зарплаты граждан не менее 7%... Реализация этой стратегии позволяет рассчитывать на вывод российской экономики на траекторию опережающего устойчивого развития с ежегодным темпом не менее 8% прироста ВВП, 15% прироста инвестиций, 5% прироста реальных доходов населения и ликвидацией бедности в течение трёх лет.

Логично спросить – за счёт чего такая разница? Ответ можно найти в 5-м разделе стратегии авторства учёного и предпринимателя. Вот что они говорят по этому поводу:

– В основу стратегического планирования опережающего развития экономики должны быть положены приоритетные направления, обладающие мультипликативным синергетическим эффектом:
- освоение современных информационных технологий;
- развитие биотехнологий, поднимающих здравоохранение и АПК;
- развитие нано- и квантовых технологий и основанных на них средств автоматизации;
- создание новых материалов с заранее заданными свойствами;
- развитие лазерных и аддитивных технологий;
- обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины, на основе организации производства и лизинга современных моделей самолётов отечественного производства;
- комплексное развитие ракетно-космической промышленности;
- обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация электросетей;
- развитие технологий переработки и использования природного газа;
- развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления;
- развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надёжность комбинированных перевозок;
- развитие жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий;
- оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий
.

Как пишут авторы, "этот перечень приоритетных направлений технико-экономического развития составлен на основе анализа основных тенденций современного НТП, с учётом состояния отечественного (союзного) научно-промышленного потенциала". И он неокончательный и может быть дополнен.

Послесловие. Взгляд из будущего

У программы Малофеева-Глазьева не сосчитать количества противников. Можно даже сказать, врагов. И все они из числа тех, кто и сейчас чувствует себя очень неплохо, извлекая максимум прибыли из своего привилегированного положения и близости к власти. Как к конкретным персоналиям, так и системно, к госструктурам. Понятно, что они сделают всё для того, чтобы программа даже не рассматривалась на уровне правительства. И вполне вероятно, что уже в ближайшее время появится большое количество критиков с нападками и негативом в адрес как аргументов предлагаемых решений, так и самих авторов.

Самое главное в представленной программе, что она предлагает комплексную и системную работу по решению проблемы, где продуманы все аспекты и взаимные связи как в каждой сфере экономики, так и между этими сферами. И очевидно, что внедрение в жизнь только отдельных положений не даст ожидаемого эффекта. Только целиком, только всё сразу. Конечно, это не просто. Поскольку бюрократия живёт по главному принципу, как бы чего не вышло, и ожидает, что проблема либо рассосётся сама собой, либо со временем утратит актуальность на фоне новой, гораздо более сложной и вопиющей. Но шанс, что стратегия Глазьева-Малофеева будет реализована – есть. И в этом наше будущее.

Картина дня

наверх