На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ветер с поля дул...Электрошокер и шуруповерт. Как преследовали анархистов в Балашихе

Суд в подмосковной Балашихе продлил на 72 часа задержание аспиранта МГУ Азата Мифтахова, подозреваемого в изготовлении взрывчатки, сообщает"Медиазона".​ Подозреваемый во время заседания отказался признать вину и назвал дело сфабрикованным.​

Мифтахов был задержан 1 февраля по обвинению в подготовке теракта. Адвокат задержанного Светлана Сидоркина сообщила, что в полиции к нему применялись пытки. Одновременно с Мифтаховым для допроса в качестве свидетелей по делу в полицию были доставлены 11 активистов-анархистов. Некоторые из них также заявили о применении силы со стороны полицейских, – сообщает "Медиазона".

– Он был в ужасном психологическом состоянии. С утра был напуган и говорил, что боится пыток, и после этого вскрыл вены. А когда я увидела его уже в полчетвертого... По информации других задержанных я поняла, что его к тому моменту пытали. Я раньше говорила, что его при мне не пытали и он мне про пытки ничего не сказал. Но когда я увидела его в полчетвертого, он уже чуть не плакал, – рассказала в интервью Радио Свобода активистка Елена Горбань.

1 февраля она наряду с другими молодыми людьми оказалась в том же отделении полиции подмосковной Балашихи, куда доставили обвиняемого в терроризме Азата Мифтахова.

Есть след от шуруповерта, который к нему применили, на грудной клетке.

О задержании Мифтахова активисты и СМИ сообщили ещё в пятницу, однако подтверждена информация была только утром в воскресенье, когда адвокату Светлане Сидоркиной удалось встретиться с Азатом. Она сообщила Радио Свобода, что молодой человек отказался от дачи показаний и пожаловался на пытки:

– Уголовное дело в отношении него возбуждено. Вчера он допрашивался в качестве подозреваемого. От дачи показаний он отказался. Что касается пыток. Я его осматривала. Внешних видимых повреждений от ударов руками и ногами я на теле у него не обнаружила. Есть след от шуруповерта, который к нему применили, на грудной клетке. Ну, и порезы на руке, которые он сам себе сделал.

1 февраля информационное агентство "Интерфакс" сообщило со ссылкой на неназванный источник, что 25-летнего аспиранта мехмата МГУ задержали в его комнате в общежитии на Ленинских горах по подозрению в изготовлении взрывчатки. По информации "Интерфакса", это было связано с найденным 11 января в Балашихе неразорвавшимся самодельным устройством. Телеканал РЕН ТВ, не указывая источники, утверждал, что Азат Мифтахов – член анархистской организации "Народная самооборона".

За пару недель до этого – в середине января – в телеграм-канале "Опер слил" появилась фотография Мифтахова и его паспорта с подписью "Мы же тебя предупреждали – прекращай заниматься ерундой" и с оскорблениями в его адрес. А через два дня у активиста прошли обыски. Аспирант рассказал "ОВД-Инфо", что к нему в комнату приходили люди в гражданском, в форме, а также кинологи с собаками и саперы. У аспиранта изъяли ноутбук, несколько телефонов, книги, включая электронные, и крупную сумму личных сбережений.

В один день с Азатом в балашихинское ОВД доставили 11 активистов левых и анархистских взглядов. Как сообщает "Медиазона", всего 1 февраля силовики приходили по пяти адресам в Москве и в Подмосковье. Один из задержанных активистов Даниил Галкин рассказал в интервью Радио Свобода, как его пытались завербовать в качестве информатора и выбивали показания против Азата Мифтахова электрошокером.

"Мы посадим эту мразь"

По словам Даниила Галкина, сотрудники силовых структур пришли к нему домой в шесть утра 1 февраля:

Угрожали электрошокером ударить меня в задний проход

– Вломились домой сотрудники ФСБ с автоматами, повалили меня на пол, провели обыск с понятыми. В квартире находилась тетя и ее гражданский муж. Потом на меня надели наручники, вывели из подъезда и положили на пол в микроавтобусе... Меня положили под кресла, животом на пол. На меня положили ноги, один из них положил ногу на мое лицо. Мы поехали, и мне начали задавать вопросы: знаю ли я Азата, знаю ли я о "Народной самообороне", знаю ли я ники каких-то людей в мессенджере. Они считают, что мы все общались, что я общался с Азатом. Я на все отвечал – нет, нет, нет. Мне ломили руки... То есть руки у меня были за спиной, они ломили их ласточкой всю дорогу и параллельно наносили удары шокером по ногам и в паховую зону. Также угрожали электрошокером ударить меня в задний проход: сняли штаны, потрескали им рядом с телом, потом надели штаны обратно. В общем, спустя где-то час этих издевательств я согласился дать показания... Они хотели, чтобы я дал показания как свидетель, что я знал Азата и мы занимались с ним размещением баннеров и расклейкой листовок, то есть совершали такие незначительные акции социального характера. Плюс они хотели, чтобы я сказал, что у нас были рации. И что на одну акцию Азат принес самодельный файер. Спустя час пыток я начал называть какие-то вымышленные псевдонимы людей, старался отвечать, что не знаю никаких ников. А еще спустя час я сказал, что я напишу все, что они хотят.

После этого Даниила Галкина отвезли в то же отделение полиции в Балашихе, где находился Азат Мифтахов и другие активисты.

"Если ты передумал, можем пройти обратно в машину"

– В отделении я видел еще трех задержанных: была девочка с розовыми волосами и два парня. У меня была одна сторона вся в грязи, думаю, они это заметили. Они были без наручников, а я пришел в наручниках в очень плохом состоянии, у меня все расплывалось перед глазами, я терялся в пространстве. Я попросил снять с меня наручники. Спустя 10 минут с меня их сняли. Задавал мне вопросы один человек в коротком пальто, такой плотненький, и еще один человек, который якобы знал меня с лета, когда я гулял со своими знакомыми активистами из Белоруссии и нас просто задержали в парке. Я понимал, что основную "кость" допроса они уже получили, они убедились, что я знаком с Азатом. Во время допроса я старался как можно сильнее себя от него отдалить. Я выдумывал то, что он мне не доверял и тому подобное, то есть старался минимизировать свои показания против него и против активистов "Народной самообороны" в России в целом. Человек, который якобы знал меня с лета, предложил мне мандаринку, хотя до этого пытал меня. Дальше он вел себя очень обходительно. Позже допрос проводил не следователь, а какой-то оперативник. В допросе фигурировали такие вопросы: Знаю ли я, что такое "Народная самооборона"? Знаком ли я с Азатом? Какие баннеры мы с ним развешивали? Где они были повешены? Я должен был сказать, что виделся с Азатом в начале декабря и что он мне показывал, куда мы будем вешать баннер. Во время допроса оперативник в пальто мне подмигивал и говорил: "Если ты передумал, можем пройти обратно в машину". На шкафчике рядом со мной я видел шуруповерт. Он был со сверлом, а рядом стояла коробочка. Во время допроса я слышал, как упал человек в коридоре. В кабинет, где проходил допрос, вбежал какой-то сотрудник и сказал: "Он вскрылся". Я поинтересовался, что случилось. Мне сказали, что "один урод вскрыл себе вены, чтобы не идти на беседу".

После допроса в кабинете Даниила Галкина перевели в другое помещение на территории ОВД:

– Меня отвели в какой-то ремонтируемый конференц-зал на пятом этаже ОВД в Балашихе. Там ко мне подошел человек и сказал: "Ты же понимаешь, что у нас на тебя есть очень многое? Ты знаешь Азата, повесить на тебя еще что-то не составляет труда. Ты полностью в наших руках. Если тебе непонятно, мы можем повторить всё то, что было в машине". Они угрожали, что могут что-то сделать моему брату, который служит в армии, моей тете. Мне сказали, что я должен с ними сотрудничать, то есть как внедренный агент от них я должен был предоставлять информацию о людях из антифашистской тусовки, которые им интересны. Я очень боялся за свою жизнь и жизнь своей семьи, и я написал на бумажке и на камеру потом повторил, что я обязуюсь сотрудничать и сохранять инкогнито и не разглашать информацию. Поставил свою подпись. Это была обычная бумажка, не документ. Потом ко мне сзади подошел человек. Он показался мне очень страшным. Он был в синей куртке. Он меня похлопал по плечу и спросил имя. Я назвал себя. Он сел со мной за стол и сказал: "Ты молодец, но сейчас ты пойдешь на такой же допрос к следователю. Нужно, чтобы ты сказал там, что Азат говорил тебе, что придерживался идей анархокоммунизма, что на расклейку баннеров он принес самодельный файер и использовал его". А еще до этого на допросе человек в пальто, который меня пытал, сказал, что приедет журналист с Первого канала, и я должен дать интервью, в котором я осуждаю действия Азата, и всячески дискредитировать "Народную самооборону". Я дал интервью, потому что он сказал: "Если ты этого не сделаешь, тебе п…"

По дороге в кабинет следователя Даниил Галкин увидел Азата Мифтахова:

Доносились крики девушки и звуки электрошокера

– Его держал тот же человек, который говорил со мной за 10 минут до этого. Он держал его за шею головой к стене, завернув его так, чтобы он не видел, что проходил я, матерился и говорил: "Кто тебе разрешал смотреть?" Я краем глаза увидел его. У него было очень бледное лицо, он был поникший. Было видно, что его пытали. Это было 1 февраля. А потом в правоохранительных органах заявили, что Азата задержали 2-го числа в 7 вечера. Это ложь. Затем я дал показания следователю, сказав то, что меня просили. Потом мне велели посидеть в коридоре. Справа от меня стояли сотрудники Первого канала, а слева из какого-то кабинета доносились крики девушки и звуки электрошокера. Сотрудники Первого канала это слышали, это слышал весь этаж, но они ничего не предприняли, а просто разговаривали с сотрудниками ФСБ о каких-то дачах... Потом меня отпустили, дав денег на дорогу. И сотрудник ФСБ в этой синей куртке подарил мне перцовый баллончик, сказав "мы посадим эту мразь".

– Получается, что вас пытались завербовать в качестве информатора, но теперь вы обнародуете всю эту историю в СМИ. Вы не опасаетесь, что ваш статус в этом деле может поменяться?

– Я очень боюсь этого. Я боюсь за свою семью. Я боюсь очень сильно, но я не хочу молчать.

Новое "дело Сети"?

Представители "Народной самообороны", в связях с которой был "уличен" Азат Мифтахов, заявляют на своих ресурсах в интернете, что против организации готовится "большое уголовное дело по типу дела "Сети" и "Нового величия".

В заявлении перечисляются и другие уголовные дела в отношении анархистов и обыски, которые проходили у активистов левых взглядов за последний год.

"Всё это делается в стремлении органов подавить анархическое движение, для деморализации анархистов, в назидание всем, кто вздумает заниматься какой-либо активной деятельностью", – говорится в заявлении организации. Активисты, допрошенные 1 февраля, также считают дело в отношении Азата Мифтахова сфабрикованным.

– Во-первых, я думаю, что он не делал того, что ему вменяют. Во-вторых, на мой взгляд, ФСБ не отказалась бы слепить какое-то громкое дело. Мы видели, что показывали по телевидению, что сразу приехал Первый канал, сняли репортаж о том, что задержали якобы целую группу вооруженных террористов. В итоге теперь отрицают, что Азата задержали в пятницу, говорят, что задержали в субботу. Понятно, что желание ФСБ и то, что выходит на практике, расходится, – считает задержанная 1 февраля активистка Елена Горбань. Год назад против нее возбудили уголовное дело о вандализме за акцию у офиса "Единой России" в московском районе Ховрино – тогда неизвестные разбили окно и внутрь бросили дымовую шашку. По делу Мифтахова Елена Горбань проходит в статусе свидетеля.

Ну, какие могут быть бомбы у аспиранта МГУ?! Это глупость!

 

– Сейчас идут суды по делу "Сети". И на этом фоне важно еще раз очернить анархистов. Дело Азата Мифтахова – это провокация, это политическое дело, это сфабрикованное дело. Ну, какие могут быть бомбы у аспиранта МГУ?! Это глупость! – добавляет Даниил Галкин.

Представители московского математического сообщества опубликовали открытое письмо, в котором потребовали прекратить пытки аспиранта механико-математического факультета МГУ Азата Мифтахова. Под заявлением оставили подписи десятки представителей научного сообщества – как студенты, так и сотрудники университетов и научно-исследовательских институтов.

Картина дня

наверх